[an error occurred while processing the directive]

Нервная анорексия
Страница 2

Нервные дети » Нервная анорексия

Бывает и другого рода расстройство – неглубокий, поверхностный сон. Ребенок спит тревожно, вскрикивает во сне, просыпается, просит подойти к нему, «взять на ручки». Причина возникновения таких состояний – переживаемые детьми страхи, связанные с ночными сновидениями. Ребенок смотрит куда-то в темноту, как бы видя то, что вызвало у него страх, дрожит, произносит отдельные бессвязные слова («боюсь», «не уходи от меня»). В случаях наиболее сильных потрясений, вызванных пережитым страхом, может возникнуть нарушение речи в виде заикания.

Причинами, предрасполагающими к нарушениям речи у ребенка, могут быть и частые ссоры взрослых в присутствии малыша, пьянство родителей, напряженная обстановка в семье. Любой скандал в семье, сопровождаемый криками, руганью, рукоприкладством, может явиться роковым для ребенка, вызвав «срыв» в нервной системе (например, заикание).

О предотвращении этого речевого дефекта надо начинать заботиться, когда младенец еще не появился на свет. Задолго до родов мать должна неукоснительно следовать советам врача женской консультации, ибо на ее «попечении» теперь еще одна жизнь.

Следующая ступень – забота о правильном развитии малыша в период становления у него фразовой речи (3–4 года). Для предупреждения заикания важно не пропустить самые первые проявления детской нервности (возбудимость, капризность, раздражительность, расстройства сна). Общеукрепляющее и успокаивающее лечение способствует быстрой нормализации состояния.

Главная роль в достижении стойкого равновесия нервной системы ребенка принадлежит семье и той атмосфере, которая в ней сложилась. Ровные отношения между родителями, режим сна и питания, обязательные ежедневные прогулки, упорное приучение малыша к правильному общению со сверстниками и взрослыми – все это не только обеспечивает его полноценное физическое и интеллектуальное развитие, но и укрепляет психику, закладывает основы формирования характера, определенных личностных свойств и в конечном счете исключает предпосылки для возникновения заикания.

Психическое становление маленького человека должно происходить постепенно, искусственное форсирование чревато осложнениями. В трудоемком деле воспитания неуместен элемент соревновательности. Ребенка не следует перегружать частыми походами в цирк, зоопарк, а также многочасовым сидением у телевизора.

В случаях задержки психического и речевого развития, слишком ускоренного темпа речи, нарушения речевого дыхания нужно обратиться к специалистам. Врачебную помощь таким детям могут оказать психоневролог, логопед, невропатолог.

Совершенно недопустимы устрашающие методы воспитания, угрозы, различные психотравмирующие наказания, пугающие шутки. Ни в коем случае нельзя сеять в детской душе зерна страха.

В детском возрасте могут отмечаться также различные проявления упрямства, которое объясняется прежде всего стремлением ребенка к самостоятельности и проявляется рано – примерно в двухлетнем возрасте, когда он уже хорошо ходит, бегает, говорит, обретает способность активного овладения окружающим миром. Наступила пора, когда он хочет все делать без посторонней помощи. Все настойчивее и чаще звучит фраза: «Я сам».

Мера этой самостоятельности должна регулироваться возрастом ребенка, а также приобретаемыми им в ходе роста и развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с внешним миром. Но бывает так, что степень предоставления самостоятельности определяется не этими факторами, а зависит в основном от особенностей личности родителей, их отношения к ребенку. В одних семьях первоклассник ходит за продуктами в магазин, сам относит обувь в починку, белье в прачечную, провожает младшего братишку или сестренку в детский сад, ездит через весь город на занятия в какую-нибудь секцию или кружок. В других семьях для того же первоклассника установлены суровые правила: он никуда не отлучается из дома без сопровождения взрослых, отчитывается во всех, даже самых мелких делах, в школу ходит с мамой, папой или бабушкой. Он строго подотчетен при выборе друзей, его не отпускают в школьные походы, поездки со сверстниками, тщательно охраняя его безопасность.

Против таких методов воспитания ребенок протестует. И его можно понять. Он нуждается в предоставлении ему определенной свободы в собственных действиях и поступках, ему (и это совершенно естественно) претит постоянная мелочная опека, сковывающая все его порывы и желания, превращающая его в пассивное существо и в итоге лишающая его индивидуальности. Отсюда и проистекают упрямство и непокорность ребенка. Как уже говорилось, упрямство встречается у совсем маленьких детей. Это их первые попытки продемонстрировать свою волю. Развитие у малыша множества новых навыков вызывает у него гордость собой и даже некоторое завышенное представление о своих возможностях. Ему кажется, что он теперь может буквально все.

Стремление убедить окружающих в этих возможностях часто выражается в неподчинении взрослым, игнорировании их указаний, своенравии, непослушании, иногда в агрессивных выходках. Дело здесь не просто в совпадении или несовпадении желаний ребенка и взрослого. Дети отказываются от очень желаемого, если его выполнение связано с просьбой, исходящей от взрослых. Непослушание и упрямство объясняются влиянием в общем-то несложных психологических механизмов. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Упрямство – это защита от влияния взрослых, своеобразный способ самоутверждения. Если оно встречает резкое сопротивление взрослых, стремящихся «втиснуть» поведение ребенка в жесткие рамки, возникают выраженные реакции протеста, которые при условии давления на ребенка могут превратиться в открытый бунт. Такая ситуация может потребовать специального педагогического или даже медицинского вмешательства.

Страницы: 1 2 3


Использование метода тестирования
Термин "тест" происходит от английского слова test, что означает проверка, испытание, проба. Тест представляет собой определенное задание (систему заданий), которое позволяет измерять уровень развития того или иного психологического свойства (качества) личности. В психологии используется также термин "тестирование", ...

Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов
Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формирования и развития, разноплановость выполняемых ими функций предполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы. Большинство, как отечественных, так и зарубежных, исследователей проблемы смысла отмечают тот факт, ч ...

Профилактика склонности у подростков к социально желательным ответам. Методики выявления подростков склонных к социально желательным ответам
В практической части нашей работы поставлена задача – выяснить, почему подростки совершают социально желательные ответы и какие факторы способствуют этому. Мы проводили наше исследование на базе МОУ « Тотемская СОШ №1». Причиной социальной желательности может быть тревожность подростка. Есть нормальные, или позитивные формы тревожност ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]