Введение
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий, методов и подходов в изучении функционирования эмоций в процессе целеобразования. Нам представляется, что анализ данной тематики достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Целеобразование - одно из важных направлений психологических исследований. Изучаются зависимость целеобразования мотивации деятельности, оценка достижимости результата, роль эмоции в актах целеобразования, соотношение общих и конкретных целей.
Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью человека весьма многообразна. Это и сигнализация о возникшей потребности и испытываемых ощущениях от внешних раздражителей (здесь играет роль эмоциональный тон ощущений), и сигнализация об имеющейся в момент принятия решения ситуации (опасная - неопасная, и т. п.), и реакция на прогноз удовлетворения потребности и на само это удовлетворение, способствующая угасанию имевшейся потребности. Эмоциональное реагирование также способствует регуляции энергетического потока, подпитывая им мотивационный процесс и способствуя подготовке организма к действию в той или иной значимой ситуации. Изучая условия возникновения эмоциональных процессов в ходе мыслительной деятельности и их влияние на структуру этой деятельности, Ю.Е. Виноградов (1972) пишет, что в мышлении человека мотивы и эмоции выполняют регулирующую роль, при этом, мотивы осуществляют структурирующую функцию, а эмоции — эвристическую. Влияние эмоций также можно увидеть и в процессе целеполагания.
В психологии многие ученые занимались данной проблематикой, так например, в экспериментальном исследовании Т.Г.Богдановой (1978) показано, что мотивация включена в структуру мыслительной деятельности и такого ее звена, как процесс целеобразования, причем, на всех его этапах и уровнях.
Так же процесс целеобразования рассматривался О.К.Тихомировым (1977), он говорил, что целеобразование — это образование некоего образа будущего результата и принятие этого образа за точку отсчета для последующих действий. Сам по себе образ будущего результата еще не образует цели, он становится ею, лишь связываясь с мотивом. В зависимости от мотивов, с которыми связывается цель она приобретает различный личностный смысл.
Целью настоящей работы является исследование функционирования эмоций в процессе целеобразования.
Гипотеза исследования: в процессе целеобразования эмоции предвосхищают возможности достижения цели и констатируют реальные результаты процесса.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по заданной проблематике;
2. Дать обзор различных подходов в изучении функционирования эмоций в процессе целеполагания;
3. Определить роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования.
Объектом исследования являются эмоции и процесс целеполагания.
Предмет исследования: функционирование эмоций в процессе целеобразования
Метод исследования:
библиографический
Методологическими принципами послужили:
принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л. 1930);
принцип развития (Выготский Л. С., 1924);
принцип системности (Ломов М.В.,1975).
Экспериментальное исследование особенностей
эмоционально-мотивационной сферы подростков. Общая
характеристика экспериментального исследования
В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что уровень нервно-психологического напряжения и развитие мотивационной сферы подростков зависит от особенностей социально-психологической адаптации в этот период.
Для проверки данной гипотезы нами было организованно и проведено экспериментальное исследование на базе ...
Анализ и обсуждение результатов
На первом этапе в целях стандартизации полученных результатов нами были рассчитаны среднее (М) и стандартное отклонение (σ). Получены следующие результаты. Так, по шкале "позитивный интерес" у испытуемых девочек в возрасте 12 лет М = 7,3, σ = 5,6(рис.1); у мальчиков 12 лет М = 13,9, σ = 5,8 (рис.2).
Рис.1 Пок ...
Управленческие технологии. Формы управленческого общения.
Управленческое общение
– это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи.
Формы управленческого общения:
ü субординационная – это общение между руководителями и подчиненными, в основу которых положены административно – правовые нормы. Эта форма общения может носить линейный хара ...
