Приложения
Страница 1

Приложение 1

Рис.3. Основные составляющие понятия конструктивное мышление.

Пакет диагностических методик.

Задание 1. Изучение пространственных ориентировок при конструировании

Подготовка исследования.

Подготовить детали строительного материала, чертежи домиков, на которых показаны отдельные детали постройки (рис.4).

Проведение исследования.

Эксперимент проводится с детьми 4-7 лет. Промежуток между сериями - 7 дней.

Первая серия

. Ребенку показывают чертеж в обычном расположении и просят построить подобный домик.

Вторая серия

. Ребенку показывают перевернутый чертеж и просят построить такой же домик. В протоколе фиксируют не только последовательность конструирования, но также речь и эмоции дошкольника, зарисовывают выполненные постройки.

Обработка данных.

Подсчитывают число ошибок в пространственном расположении деталей (по возрастам) Устанавливают соответствие конструкции чертежу. Особое внимание обращают на их соответствие при положении чертежа "вверх ногами".

Задание 2. Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании [

21, с. 193.]

Подготовка исследования.

Подобрать 18 брусков из строительного материала (они понадобятся для оснований 2 одинаковых домиков) Заранее построить в виде буквы Г домик-образец (одна часть длинная и узкая, в конце ее вход, другая пристройка шире, короче и без входа) К домику сделать цельную крышу, укрепить маленький флажок. Когда домик покрывается крышей, то флажок располагается точно над входом (рис.5).

Подготовить фигурки: зайчик, уточка, мишка и слон.

Проведение исследования.

Ребенку показывают домик-образец. Перед дверью ставят фигурку зайца, которая указывает направление постройки дома.

Фигурки остальных зверей - возле других сторон. Внимание ребенка обращают на то, как крыша покрывает домик: длинная часть ее приходится точно на длинную часть домика, а короткая и широкая - на короткую и широкую его часть. Вначале ребенок строит домик точно по образцу. Затем ему говорят: "Теперь ты построй домик так, чтобы дверь его была обращена к медведю" (потом к слону, к утке) Чтобы облегчить ребенку выполнение задания, экспериментатор снимает крышу с домика, и дошкольник видит расположение отдельных деталей. Если ребенок построит домик неправильно, то он не сможет накрыть его крышей. Крыша здесь является контрольной меркой.

Обработка данных.

Подсчитывают число правильных решений и ошибок в пространственном расположении частей домика относительно друг друга, правильных решений и ошибок при расположении объекта в различных пространственных положениях.

Определяют, сформировано ли у ребенка умение представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту (домику), а также умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

Задание 3. Изучение эффективности конструирования в зависимости от образца

Подготовка исследования.

Подобрать 12 брусков, одинаковых по величине и цвету, сделать 6 карточек размером 29,5x20 см с изображениями домика (Рис.6) Сделать образец домика из 6 брусков.

Проведение исследования.

Эксперимент проводят индивидуально с детьми 4-6 лет.

Первая серия

. Ребенку показывают готовый образец домика из брусков и говорят: "Построй такой же домик".

Вторая серия

. Ребенку показывают рисунок - объемное изображение домика (Рис.6, а) и говорят: "Построй такой же домик".

Третья серия

. Ребенку показывают расчлененный план домика (Рис.6, б) и говорят: "Здесь домик нарисован сверху. Построй такой же".

Четвертая серия

. Ребенку в качестве образца показывают нерасчлененный план домика (Рис.6, в) и просят построить такой же.

Пятая серия

. Ребенку показывают расчлененный чертеж (Рис.6, г) и говорят: "На этом рисунке изображен домик спереди. Построй такой же".

Шестая серия

. Ребенку предлагают нерасчлененный чертеж (Рис.6, д) и просят построить такой же домик.

Седьмая серия

. Ребенку показывают схематичный чертеж домика (Рис.6, е) и говорят: "Построй такой же домик, как к а рисунке".

Все серии эксперимента проводят через 5-7 дней.

Обработка данных.

Во всех сериях подсчитывают количество детей (отдельно по каждому возрасту), выполнивших и не выполнивших задания, а также допустивших 1-2 ошибки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теория игры Д.Б. Эльконина. Основные единицы игровой деятельности. Этапы развития игры.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности , заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятель ...

Регулирование и разрешение конфликтов в условиях правоохранительной деятельности.
Понятие конфликта. Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. История человеческой цивилизации насыщена разного рода кон­фл ...

Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - у ...