[an error occurred while processing the directive]

Модель личности консультанта
Страница 1

Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консультанта. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, от которого зависит многое, а скорее главное в союзе с клиентом; что представляет собой консультант, какие требования предъявляют ему, как личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?»

О психологии консультирования Эйдемиллер пишет: «Консультирование является полимодальной духовной практикой, соединивший в себе религию, медицину, вообще психотерапию в частности, педагогику психологию, этику и политику. …Политика и консультирование близки тем, что способны оказывать влияние на человека. Без этого качества не может быть эффективного политика и консультанта».

Сдерживающим моментом, предотвращающим злоупотребление властью и влиянием, являются фундаментальные параметры личностного и профессионального измерения консультанта. Исследований в этой области достаточно много, однако, однозначного ответа, к сожалению, нет. Очень часто при описании успевающего консультанта, как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: «открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый». Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (1990):

ü Проявление глубоко интереса к людям терпение в общении с ними;

ü Чувствительность к установкам и поведению других людей;

ü Эмоциональная стабильность и объективность;

ü Способность вызвать доверие других людей;

ü Уважение прав других людей.

1964г. Комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующие шесть качеств личности:

ü Доверие людям;

ü Уважение ценностей другой личности;

ü Проницательность;

ü Отсутствие предубеждений;

ü Самопонимание;

ü Сознание профессионально долга.

К особо вредным для консультанта чертам по материалам того же источника, относят:

ü Авторитарность;

ü Пассивность;

ü Зависимость;

ü Замкнутость;

ü Склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей;

ü Неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов;

ü Невротическую установку в отношении денег.

В одном из своих исследований в 1954 году Гоббс установил, что преуспевающий консультант воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не предметами.

Таким образом, можно поставить следующий вопрос: «Какова возможная модель Личности эффективного консультанта?» Скорее всего, исходя и того, что каждый человек по своему уникален, консультант тоже является уникальной личностью, и речь, конечно, пойдет, о «подвижной» модели, поскольку каждый профессионал имеет право ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные составить остов такой модели.

Аутентичность

Аутентичность является стержневым качеством консультанта и важнейшей экзистенциональной ценностью. Выделяется три основных признака аутентичного существования:

ü Полное осознание настоящего момента;

ü Выбор способа жизни в данный момент;

ü Принятие ответственности за свой выбор.

Это способность быть самим собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Аутентичный человек позволяет не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент отсутствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем, если консультант выполняет роль только технического эксперта, отделяясь от своих личных реакций, ценностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность сомнительной. Соприкасаться с жизнью другого человека (клиента) можно, только оставаясь живыми людьми.

Страницы: 1 2 3 4


Этапы проведения контент-анализа
На первом этапе проведения контент-анализа анкет была определена совокупность изучаемых источников. В качестве сообщений выступили анкеты с ответами студентов, полученные в ходе опроса 25 января 2007 года. Была сформирована выборочная совокупность сообщений, которая составила 87 анкет. На втором этапе были выявлены единицы анализа. Мож ...

Содержание коррекционной программы устранения детских страхов и тревожности
Психологи выделяют два способа преодоления страхов у детей. · Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях и овладения приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением страхом. · Укрепление уверенности в себе развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека. Для преод ...

Источники развития и формирования Я – концепции
Из многочисленных источников формирования «Я – концепции» человека, по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека: 1) представление о своем теле (телесное «Я»); 2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представл ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]