Модель личности консультанта
Страница 3

соглашаться с доводами клиента или выступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организации жизни.

Глубина отношений с другими людьми.

Консультант обязан оценивать людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать без осуждения и ярлыков. Такой характер отношений клиентам весьма важен, тем не менее следует принимать в о внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими . некоторым кажется , что выражение положительных чувств обязывает , ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств. Отклонение их. Поэтому более эффективной предоставляется отсрочка углубления межличностных отношений.

Постановка реалистичных целей.

Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот – опустить ниже планку притязаний. Иногда механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит никакого удовлетворения. Эффективный консультант должен понимать ограничение своих возможностей прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовке не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен разрешить проблемы всех клиентов. Оптимизм в консультировании может стать причиной «холодного душа» в повседневном консультировании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться о нереального стремления стать совершенным. В консультировании всегда можно выполнять свою работу «хорошо», но не идеально. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность свои возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если допускается собственная ограниченность, то избегается ненужного напряжения и чувство вины. Тогда отношения с клиентами становятся более реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Эмпатия

Эмпатия – умение видеть мир глазами другого человека и переживать его таким, каким переживает этот другой человек. Эмпатия является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.

Вслушивание

Этот процесс взаимный, и он способствует тому, что и консультант имеют возможность раскрывать и опознавать за содержанием проблемы ее структуру. В 1990 Карл Витекер сказал: «Самый эффективный метод – это слушать. Только слушать» Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

Наблюдение

Отличительной чертой консультанта является его особая наблюдательность по отношению к людям, их страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела. Так консультант учится читать характер клиента, и тот предстает перед ним не как пресловутая "открытая книга", а как новая страна перед путешественником, где все свежо, интересно и требует понимания.

Каждая деталь в человеке добавляет свой мазок к портрету его личности. Малейшее движение в голосе, лице – все полно смысла и не случайно. Личностная модель проявляется в каждом поступке человека, в том, как он смотрит на окружающих, в его рукопожатии, в манере говорить. Случается, человек производит на нас неизгладимое впечатление, и мы ощущаем это почти интуитивно.

Не стоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждого индивидуума, поэтому консультанту следует быть весьма осторожным в своих выводах. Складывается несколько парадоксальная ситуация: невзирая на значимость жестов, выражений лица, они лишь симптомы, нечто вроде буйков на поверхности водоема, которые в каждом отдельном случае указывают на уникальность данной личностной модели. Вот почему нельзя одинаково толковать жесты и выражения, даже если они похожи у двух разных лиц.

Страницы: 1 2 3 4


Введение.
Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка / Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др. / Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. ...

Теории Э. Толмена и К. Хала
Эдвард К. Толмен, заложил основы необихевиоризма Он пришел к выводу, что для научения не обязательно немедленное подкрепление. Кроме того, Толмен, в отличие от Уотсона, принимал в расчет не только внешнее поведение организма по схеме "стимул - реакция", но и учитывал процессы, происходящие в самом организме. Он, в частности, в ...

Теоретический обзор научной литературы по проблеме стереотипов восприятия подростками взрослых. Социальный стереотип как психологическое явление
Впервые термин "стереотип" был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. В своей работе "Общественное мнение" ( ...