Применение проективных тестовСтраница 1
Проективные тесты, несмотря на проявленные ими низкие надежность и валидность, по-прежнему широко применяются в клинической практике. Психологи продолжают использовать их по ряду причин.
Во-первых, есть естественная человеческая склонность – сопротивляться переменам и доверять подтверждающим примерам, а не опровергающим доказательствам.
Во-вторых, профессиональные психологи используют проективные тесты только в сочетании с другими методами оценки, в качестве комплекса тестов. Пробное толкование проективных тестов используется как источник гипотез о данной личности, и гипотезы эти должны быть подтверждены другими свидетельствами. Часто, описывая результаты проективных тестов, психологи пытаются провести доказательства своих выводов и интерпретаций.
Имеется, по крайней мере, четыре уровня выводов, используемых для интерпретаций проективных тестов. Первый уровень, ближайший к данным наблюдаемого поведения, – это уровень задач. Некоторые психологи рассматривают проективные тесты просто как возможность собрать образцы поведения в структурированной форме. Они спрашивают, как ведут себя индивиды и как они справляются с задачей теста. Быстро или медленно они работают, цепляются ли за очевидное или подходят творчески, отвечают связно или спутано, учитывают ли все элементы или некоторые упускают? На втором уровне могут быть интерпретированы транзактные аспекты ситуации тестирования. Как относится индивид к тестирующему: сотрудничает или сопротивляется, испытывает энтузиазм или тревогу, скрытую или явную враждебность? На третьем этапе может быть проанализирован уровень представленных результатов теста, например предметов, увиденных в тесте Роршаха, или содержания историй в ТАТ. Реалистичные или устрашающие предметы видятся в тесте Роршаха? Какова природа отношений, изображенных в историях ТАТ? Отражают ли изображенные характеристики какие-либо восприятия, желания или это просто воображаемые создания? Наконец, интерпретации на символическом уровне будут зависеть от теоретической ориентации психолога, и этот уровень требует наибольших свободы и широты мысли. Указывает ли на депрессию черный цвет, использованный в тесте Роршаха? Отражает ли большая голова, нарисованная в тесте DAP, опору на интеллект? Как отмечалось выше, валидность проективных тестов сомнительна, особенно на символическом уровне интерпретации.
Как видно из приведенных для примера вопросов, проективные тесты зачастую используются при оценке людей с эмоциональными расстройствами для проведения диагностики или дифференциальной диагностики, оценки природы и степени нарушения, а также составления плана лечения. Скорее всего, полезность этих тестов будет зависеть от умелости клиницистов, а также от теоретической ориентации психологов, применяющих эти методы.
Некоторые психологи используют проективные тесты в терапии. Собирание историй ТАТ в процессе серии терапевтических бесед – это верный путь вовлечения детей в разговор с психотерапевтом, косвенного и безопасного изучения важных проблем. Тест KFD также может быть использован при лечении детей как способ обсудить отношения в их семье. Некоторые семейные психотерапевты просят всю семью сообща выполнить KFD, и их рисунки так же, как и их отношение к этой процедуре, могут служить предметом обсуждения [14, c. 142–144].
Диапазон проективных методик значительно шире того перечня методов, которые причислены выше. Элементы проективности можно найти в большинстве патопсихологических методов и методик. «Более того, есть основания полагать, что беседа с обследуемым, направленная особенным образом, может содержать элементы проективности. В частности, это может быть достигнуто при обсуждении с больным тех или иных жизненных коллизий или содержащих глубокий подтекст произведений искусства, явлений общественной жизни… Ряд методик (пиктограммы, исследование самооценки, уровень притязаний) имеет в основе неоднозначную для больного стимуляцию и не ограничивает рамки «выбора» ответов. Возможность получения относительно большого количества ответов обследуемого в значительной мере зависит от особенностей проведения патопсихологического эксперимента. Важным фактором при этом является, по В.Э. Реньге, неосознанность обследуемым истинных целей применения методик. В связи с этим следует согласиться с ним же, что не существует методик для исследования только личностных особенностей или только познавательных процессов. Основную роль играет создание возможно более благоприятных условий для актуализации в процессе выполнения задания фактора проективности, что в известной мере определяется не только знаниями, умением психолога, но и является особым искусством» [2, c. 146–147].
Мотивация достижения
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успехов и избегания неудач. Иными словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достиж ...
Методики исследования памяти
Исследование памяти играет большую роль в создании общей картины интеллектуального развития ребенка или подростка. Не меньшее значение оно имеет и для решения некоторых частных, конкретных вопросов, связанных с изучением показаний свидетелей и потерпевших. Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание; вс ...
Описание основных проективных тестов
Тест Роршаха. «Тест Роршаха состоит из 10 чернильных пятен, отпечатанных на карточках. Роршах выбрал чернильные пятна потому, что они не ассоциируются ни с чем реалистичным и поэтому требуют от тестируемых попытки увидеть нечто в самих себе, чтобы спроецировать на пятна свои тайные мысли и чувства. Он изобразил свои чернильные пятна так ...