Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением
Страница 3

Психологические материалы » Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне » Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением

Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу. Значит конструктивное мышление тоже невозможно без других видов мышления. То есть конструктивное мышление -это синтез разных видов мышления. Идеи для рисования гуашью дюжина крутых уроков по рисованию гуашью www.raskraska.com.

Все психологи сходятся в одном: мышление человека-это высшая форма его познавательной деятельности. Я хочу остановиться на главном разногласии: одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, т.е. производящим новый продукт-идею, новое решение (С. л. Рубинштейн); другие включают в него и репродуктивные (воспроизводящие уже имеющиеся у человека знания) этапы (П.Я. Гальперин) [23, с.35].

Можно заметить, что воспроизведение (вспоминание) уже имеющихся знаний -одна из функций памяти, в то время как "искание и открытие нового" действительно творческий, не рутинный, высший познавательный процесс, который лежит в основе дизайна.

Мышление, в отличие от "думания", дисциплинировано целью. Цель не может быть задана извне, она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально и только в том случае, если человек принял задачу (проблему) к решению, т.е. захотел ее решить и попал тем самым в проблемную ситуацию. Значит, задача воспитателя, учителя - создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребенок захотел бы мыслить. Чтобы сделать это правильно, давайте рассмотрим естественный (не построенный искусственно) процесс познания ребенком окружающего мира.

Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребенок находит что-то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно-следственных отношений. Отсюда многочисленные вопросы ("почему?", "как?", "зачем?") у маленьких почемучек Обратите внимание на эти вопросы. Вопрос "почему?" ("из-за чего?") устанавливает причинно-следственные связи; вопрос "зачем?" - вопрос к цели ("для чего?"), а вопрос "как?" (как устроен, как поступить) - стратегический. Все они носят явно исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы, типа "что?", "где?", "когда?", но их обычно меньше, и касаются они новых предметов ("что это?").

Условно вопросы можно было бы разделить по их функции: вопросы, активизирующие мышление ("как?", "почему?", "зачем?" и их варианты), и вопросы, актуализирующие память ("что?", "какой?", "когда?", "сколько?", "где?" и т.п.) Ответить на вопрос "Когда это произошло?" можно только в том случае, если знаешь и помнишь время события. Это вопрос к памяти. Чтобы ответить на вопрос: "Почему это произошло?", требуется собственное размышление ребенка или обращение к взрослому. Вот тут взрослый выбирает разные стратегии: прерывание размышлений ребенка ("подрастешь - узнаешь"), воспитание интеллектуального иждивенца ("разжевать и положить в рот", лишив ребенка возможности самому поискать ответ) или поддержка познавательного процесса ("А ты сам как думаешь?").

Для активизации процесса мышления необходимо создание проблемной ситуации, проявляющейся как нельзя лучше в деятельности. Средством создания проблемной ситуации для активизации конструктивного мышления является конструктивная деятельность.

Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (для игры, украшения елки, подарка маме и т.д.)

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному значению.

Страницы: 1 2 3 4


Как вести себя тренеру
На основе имеющихся литературных данных тренеры могут сделать практические выводы о том, как понимать, направлять по нужному руслу и контролировать агрессивность спортсменов. Развитие агрессивного поведения зависит от характера общения ребенка с родителями. Как правило, характер агрессивности связан с санкциями родителей - в зависимост ...

Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика
От автора: “Мне бы хотелось поделиться своими знаниями по проблеме, опытом работы с аутичными детьми, один из которых мой сын. Я надеюсь, что, получив эту информацию, многие специалисты посмотрят на этих детей другими глазами и изменят свое отношение к ним. Я надеюсь, что это поможет признать аутизм и понять проблемы и нужды аутичных де ...

Основные этапы процесса оценки
Психологические тесты применяются в различных целях: для научных исследований, диагностики, определения интеллектуальных функций, выявления динамики личности и семейной динамики, разработки стратегии терапевтических вмешательств в поведение человека, оценки результатов психотерапии, отбора кандидатов на работу, помощи в профориентации и ...