Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением
Страница 3

Психологические материалы » Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне » Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением

Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу. Значит конструктивное мышление тоже невозможно без других видов мышления. То есть конструктивное мышление -это синтез разных видов мышления.

Все психологи сходятся в одном: мышление человека-это высшая форма его познавательной деятельности. Я хочу остановиться на главном разногласии: одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, т.е. производящим новый продукт-идею, новое решение (С. л. Рубинштейн); другие включают в него и репродуктивные (воспроизводящие уже имеющиеся у человека знания) этапы (П.Я. Гальперин) [23, с.35].

Можно заметить, что воспроизведение (вспоминание) уже имеющихся знаний -одна из функций памяти, в то время как "искание и открытие нового" действительно творческий, не рутинный, высший познавательный процесс, который лежит в основе дизайна.

Мышление, в отличие от "думания", дисциплинировано целью. Цель не может быть задана извне, она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально и только в том случае, если человек принял задачу (проблему) к решению, т.е. захотел ее решить и попал тем самым в проблемную ситуацию. Значит, задача воспитателя, учителя - создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребенок захотел бы мыслить. Чтобы сделать это правильно, давайте рассмотрим естественный (не построенный искусственно) процесс познания ребенком окружающего мира.

Наблюдая, воспринимая окружающий мир, ребенок находит что-то непонятное ему, не укладывающееся в его систему причинно-следственных отношений. Отсюда многочисленные вопросы ("почему?", "как?", "зачем?") у маленьких почемучек Обратите внимание на эти вопросы. Вопрос "почему?" ("из-за чего?") устанавливает причинно-следственные связи; вопрос "зачем?" - вопрос к цели ("для чего?"), а вопрос "как?" (как устроен, как поступить) - стратегический. Все они носят явно исследовательский характер. Конечно, дети задают и другие вопросы, типа "что?", "где?", "когда?", но их обычно меньше, и касаются они новых предметов ("что это?").

Условно вопросы можно было бы разделить по их функции: вопросы, активизирующие мышление ("как?", "почему?", "зачем?" и их варианты), и вопросы, актуализирующие память ("что?", "какой?", "когда?", "сколько?", "где?" и т.п.) Ответить на вопрос "Когда это произошло?" можно только в том случае, если знаешь и помнишь время события. Это вопрос к памяти. Чтобы ответить на вопрос: "Почему это произошло?", требуется собственное размышление ребенка или обращение к взрослому. Вот тут взрослый выбирает разные стратегии: прерывание размышлений ребенка ("подрастешь - узнаешь"), воспитание интеллектуального иждивенца ("разжевать и положить в рот", лишив ребенка возможности самому поискать ответ) или поддержка познавательного процесса ("А ты сам как думаешь?").

Для активизации процесса мышления необходимо создание проблемной ситуации, проявляющейся как нельзя лучше в деятельности. Средством создания проблемной ситуации для активизации конструктивного мышления является конструктивная деятельность.

Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (для игры, украшения елки, подарка маме и т.д.)

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному значению.

Страницы: 1 2 3 4


Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической литературе. Общие вопросы исследования индивидуального стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии
Проблема индивидуального стиля - это проблема наивысшего уровня достижений в деятельности каждого данного человека, проблема мастерства и его формирования, проблема оптимального "стыкования", уравновешивания субъекта с объективными требованиями. В психологии понятие "стиль" первым использовал А.Адлер [17]. Стилем он ...

Теоретические и методологические предпосылки исследования ценностей в личностной сфере человека. Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий
Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели[1]. В более общих оп ...

Психологические особенности субкультуры молодежи, влияющие на формирование жизненных ценностей
Стремительно меняющиеся условия и содержание социализации молодежи вновь и вновь обращают внимание исследователей на становление ценностных ориентации, аттитюдов и усвоение социальных норм поведения. Сегодня наблюдается усиление динамики расхождения в материальном, социальном и духовном положении и условиях жизнедеятельности людей, в за ...