Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением
Страница 2

Психологические материалы » Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне » Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым ребенок в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях. [11] Теоретическое понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера.

На рис.1 представлены основные виды мышления. [10]

Рис.1. Схема видов мышления

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Образное мышление (imagery thinking) один из видов мышления, связанный со способностью представлять ситуацию в умственных образах (представление, воображение) Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Возможность переходить к решению задач в уме возникает благодаря тому, что образы приобретают обобщенный характер, т.е. отражают существенные свойства объектов. Образное мышление оказывается эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно представить в образах. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов. [11]

Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие в действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим ребенком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, ребенок привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти) Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей младшего дошкольного возраста.

Наконец, последний из обозначенных на схеме видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую ребенком, с реальными предметами. Основным условием решения умственной задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

Разница между теоретическим и практическим видами мышлениями, по мнению Б.М. Теплова, состоит в том, что "они по-разному связаны с практикой . Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач . тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей". [15, с. 198]

И теоретическое, и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой здесь и теперь. Теоретический же ум выступает как опосредствованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы [3].

Страницы: 1 2 3 4


Теоретические аспекты оценки личности интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности
Известно, что Федеральный Закон об оперативно-розыскной деятельности 1995 года (ниже ОРД) в статье первой определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности уполномоченных на то органов государства, осуществляемую гласно и негласно в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспеч ...

Акцентуации характера и неврозы
Понятие “акцентуации” было введено в психологию К. Леонгардом. Он считал, что у 20–50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, ...

Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни. Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. "В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление ...