Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением
Страница 1

Психологические материалы » Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне » Теоретический анализ проблемы конструктивного мышления старших дошкольников. Анализ понятий, связанных с конструктивным мышлением

Тема конструктивного мышления является практически не исследованной в современной науке. Поэтому точного определения понятия пока не существует. А значит для этого необходимо разобрать суть его основных составляющих: мышления и конструктивной деятельности.

"Мышление - есть ассоциация". И.П. Павлов.

Мышление (thinking) - множество разных по организации, уровню, средствам психических процессов, осуществляющих решение проблемных задач, которые возникают как в обыденной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Спектр решаемых посредством мышления задач необъятен, в связи с чем возможно огромное количество функциональных характеристик мышления (познание, изобретение, поиск обходного пути, решение учебной задачи, прогноз, принятие решения и т.д.) [19]

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения ребенком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. То есть, в процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности, творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов [11]

Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Эти концепции можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у ребенка природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности в основном формируются и развиваются прижизненно. Приведем особенности обеих групп концепций.

Концепции, согласно которым интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания. Считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь (развиваясь) в процессе взросления организма. Эта идея априорно существующих интеллектуальных способностей характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальт теории мышления, согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

В противоположность этому генетические концепции интеллекта предполагают признание не врожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Генетические концепции объясняют мышление исходя из воздействий внешней среды, из идеи собственного, внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого. [3]

Своеобразные концепции мышления были представлены в следующих направлениях психологических исследований: в эмпирической субъективной психологии, ассоциативной по характеру и интроспективной по основному методу; в гештальтпсихологии, которая отличалась от предыдущей только отрицанием элементности психических процессов и признанием доминирования их целостности над составом их элементов, в том числе и в мышлении; в бихевиоризме, сторонники которого пытались заменить процесс мышления как субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, умственное); в психоанализе, который мышление, как и все другие процессы, подчинил мотивации.

Не существует единого универсального механизма мышления, действующего во все исторические эпохи, во всех культурах, во всех возрастах и состояниях. С точки зрения культурно - исторической психологии мышление отдельного человека - это функционирование присвоенных им исторически сложившихся форм деятельности общества. В своих внутренних формах мышление - это "то, что делает человек, когда он ничего не делает".

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Существует много типологий мышления. Перечислю наиболее распространенные и имеющие важность для данного исследования. По форме процесса: м. наглядно - действенное, м. наглядно - образное, м. дискуссионное; по характеру решаемых задач в психологии выделяют и исследуют м. теоретическое, м. практическое, м. конвергентное и м. дивергентное; по степени новизны способа решения задачи: м. репродуктивное (алгоритмиз -е), м. продуктивное (творческое), по степени значимости образных компонентов ("наглядности") м. визуальное, м. образное и м. без - образное и т.д. [19]. продуктивное (productive thinking) - один из видов мышления, характеризующийся созданием нового продукта в процессе решения нестандартных задач (синоним: творческое мышление).

Страницы: 1 2 3 4


Дыхательные упражнения для похудания
Упражнение 1 Из положения стоя, сделайте медленный, глубокий вдох животом через нос на четыре счета, задержите воздух внутри себя на шестнадцать счетов, затем выполните медленный выдох ртом на восемь счетов. Таким образом задержка дыхания должна быть в четыре раза дольше, а выдох в два раза длиннее, чем вдох. Это соотношение должно быт ...

Основные показатели психологической готовности к школьному
Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность , о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельст ...

Образ мира как когнитивная карта
Исследования модели мира, как отражения субъективного опыта человека, предпринимались, прежде всего, в рамках когнитивного направления, в связи с проблемой восприятия, хранения и переработки информации в человеческом сознании. Главная функция сознания определяется как познание мира, что выражается в познавательной активности. При этом о ...