[an error occurred while processing the directive]

Работа по изучению особенностей конструктивного мышления старших дошкольников. Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования конструктивного мышления
Страница 1

Психологические материалы » Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне » Работа по изучению особенностей конструктивного мышления старших дошкольников. Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования конструктивного мышления

Конструктивное мышление условно можно разделить на два основных составляющих: конструирование и конструктивное мышление. Мышление - один из важнейших психических процессов. Длительное время считалось, что уровень познавательного развития ребенка всецело связан именно с интеллектом, с мышлением, а остальные психические процессы - память, внимание, восприятие играют вспомогательную роль. Последние исследования психологов показали, что каждый из этих психических процессов не только дополняет мышление, но имеет и свое собственное, а иногда даже более важное значение (например, восприятие в дошкольном возрасте) Эти открытия не уменьшили, а скорее подчеркнули значимость мышления в общем познавательном развитии, в понимании ребенком окружающей действительности.

Но, прежде чем начать диагностику этого психического процесса, необходимо понять, какие виды и операции мышления являются первостепенными при изучении конструктивного мышления. Дело в том, что мышление - это процесс не однородный, он проходит несколько этапов в своем развитии, состоит из многих операций. Поэтому необходимо разобраться, какое качество мышления необходимо исследовать и какие методики лучше всего использовать при диагностике конструктивного мышления.

Теоретическим путем я выявила, что мне для исследования подойдут методы динамики формирования мыслительных операций у детей. Когда у ребенка появляются проблемы на занятиях, он не может понять материал, ответить на самые простые вопросы воспитателя, возникает естественный вопрос: способен ли он учиться вообще, соответствует ли норме его интеллектуальное развитие или существуют определенные отклонения, отставание от нормы.

Причины неуспеваемости детей как на занятиях в детском саду, так и позднее в школе, кроются не только в интеллектуальных нарушениях (задержка, отставание), но и в некоторых индивидуальных особенностях - импульсивности (связанной прежде всего с отсутствием ориентировки в задании), неумении сосредоточиться и организовать свою деятельность, тревожности и неуверенности в себе. Эти качества, не связанные напрямую с уровнем мышления, мешают детям учиться, слушать воспитателя, выполнять его задания. Поэтому, если диагностика показывает, что уровень мышления у ребенка близок к норме, перед взрослым встает задача изучить причины его неуспешности, по возможности их откорректировать, помочь ребенку их преодолеть. Это особенно важно в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период уже видны основные недостатки учебной деятельности ребенка, а их коррекция еще достаточно проста и может быть выполнена за относительно короткое время, с тем, чтобы ребенок был готов к учебной деятельности в школе.

У детей старшего дошкольного возраста более или менее развиты все виды мышления, что делает особенно сложным их диагностику. В этот период наиболее значимую роль играют образное и схематическое мышление, поэтом их необходимо исследовать в первую очередь. Но, мы исследуем не просто мышление, а его во взаимосвязи с конструированием. То есть конструктивное мышление. Поэтому, я считаю рациональным использование следующих методик в данной последовательности.

Задание 1. Изучение пространственных ориентировок при конструировании.

Задание 2. Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании. (цель - определить сформировано ли у ребенка умение представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту, а также умение представлять объекты в различных пространственных положениях).

Страницы: 1 2


Методики исследования памяти
Исследование памяти играет большую роль в создании общей картины интеллектуального развития ребенка или подростка. Не меньшее значение оно имеет и для решения некоторых частных, конкретных вопросов, связанных с изучением показаний свидетелей и потерпевших. Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание; вс ...

Ингалянты
Научные исследования показали, что вдыханием паров различных растворителей (т. н. токсикомания) обычно занимаются дети и подростки, преимущественно мужского пола, средний возраст которых составляет 13 лет. Для приведения себя в состояние опьянения они вдыхают пары растворителей лака для ногтей, синтетического клея, бензина, различных оч ...

Особенности Я-концепции в раннем детстве
В ранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего “я”. Юноша привыкает к своей внешности , формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень п ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]