Работа по изучению особенностей конструктивного мышления старших дошкольников. Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования конструктивного мышления
Страница 1

Психологические материалы » Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне » Работа по изучению особенностей конструктивного мышления старших дошкольников. Отбор и анализ диагностического инструментария для обследования конструктивного мышления

Конструктивное мышление условно можно разделить на два основных составляющих: конструирование и конструктивное мышление. Мышление - один из важнейших психических процессов. Длительное время считалось, что уровень познавательного развития ребенка всецело связан именно с интеллектом, с мышлением, а остальные психические процессы - память, внимание, восприятие играют вспомогательную роль. Последние исследования психологов показали, что каждый из этих психических процессов не только дополняет мышление, но имеет и свое собственное, а иногда даже более важное значение (например, восприятие в дошкольном возрасте) Эти открытия не уменьшили, а скорее подчеркнули значимость мышления в общем познавательном развитии, в понимании ребенком окружающей действительности.

Но, прежде чем начать диагностику этого психического процесса, необходимо понять, какие виды и операции мышления являются первостепенными при изучении конструктивного мышления. Дело в том, что мышление - это процесс не однородный, он проходит несколько этапов в своем развитии, состоит из многих операций. Поэтому необходимо разобраться, какое качество мышления необходимо исследовать и какие методики лучше всего использовать при диагностике конструктивного мышления.

Теоретическим путем я выявила, что мне для исследования подойдут методы динамики формирования мыслительных операций у детей. Когда у ребенка появляются проблемы на занятиях, он не может понять материал, ответить на самые простые вопросы воспитателя, возникает естественный вопрос: способен ли он учиться вообще, соответствует ли норме его интеллектуальное развитие или существуют определенные отклонения, отставание от нормы.

Причины неуспеваемости детей как на занятиях в детском саду, так и позднее в школе, кроются не только в интеллектуальных нарушениях (задержка, отставание), но и в некоторых индивидуальных особенностях - импульсивности (связанной прежде всего с отсутствием ориентировки в задании), неумении сосредоточиться и организовать свою деятельность, тревожности и неуверенности в себе. Эти качества, не связанные напрямую с уровнем мышления, мешают детям учиться, слушать воспитателя, выполнять его задания. Поэтому, если диагностика показывает, что уровень мышления у ребенка близок к норме, перед взрослым встает задача изучить причины его неуспешности, по возможности их откорректировать, помочь ребенку их преодолеть. Это особенно важно в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период уже видны основные недостатки учебной деятельности ребенка, а их коррекция еще достаточно проста и может быть выполнена за относительно короткое время, с тем, чтобы ребенок был готов к учебной деятельности в школе.

У детей старшего дошкольного возраста более или менее развиты все виды мышления, что делает особенно сложным их диагностику. В этот период наиболее значимую роль играют образное и схематическое мышление, поэтом их необходимо исследовать в первую очередь. Но, мы исследуем не просто мышление, а его во взаимосвязи с конструированием. То есть конструктивное мышление. Поэтому, я считаю рациональным использование следующих методик в данной последовательности.

Задание 1. Изучение пространственных ориентировок при конструировании.

Задание 2. Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании. (цель - определить сформировано ли у ребенка умение представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту, а также умение представлять объекты в различных пространственных положениях).

Страницы: 1 2


Куб Линка
Эта методика направлена прежде всего на исследование развития у человека комбинаторных способностей. Испытуемому дается 27 кубиков, грани которых окрашены в разные цвета (например, красный, синий и зеленый). Предлагается сложить из них один большой куб (3х3х3) таким образом, чтобы все его боковые грани были красного цвета. Отдельные куб ...

Система показателей темперамента
Относительно системы показателей, характеризующих проявления (или свойства) темперамента, существуют разные точки зрения, и количество показателей значительно варьирует у разных авторов. Главное для научной модели, чтобы это была относительно полная и целостная система, а не случайный набор произвольных параметров. В.Д. Небылицын, напр ...

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя. Осознание своих со ...