Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом и некоторыми чертами характера. Организация и методики исследования.
Страница 3

Психологические материалы » Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом » Эмпирическое исследование связи агрессивного поведения с темпераментом и некоторыми чертами характера. Организация и методики исследования.

4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных шкал во всех трех сферах.

ИОА = ИПА + ИИА + ИКА. ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 270+/—36, т.е. от 234 до 306.

Индекс общей эмоциональности

5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных шкал в трех сферах.

ИОЭ= ЭМ + ЭИ + ЭК. Среднее значение (норма) равно 90 +/-12, т.е. от 78 до 102.

Индекс общей адаптивности

6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индексом общей активности и индексом общей эмоци­ональности.

ИОАД = ИОА — ИОЭ. Индекс варьирует в пределах от —36 до 432. Среднее значение (норма) равно 180 +/—48.

На основании вышеприведенных индексов, В принципе, мож­но выделить довольно большое количество вариантов темпера­мента. Классификация этих типов — дело будущих научных исследований, однако уже сейчас ориентировочно можно гово­рить о возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) фор­мально-динамических свойств.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ

Для вычисления дифференциального типа темпераментального типа в определенной сфере поведения необходимо на оси ор­динат отложить значение индекса активности в данной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей эмоциональной шкалы.

Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т.е. активность выше 102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории «холерик» в соответствующей сфере.

Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т.е.активность меньше 70, а эмоциональность — меньше 26, То данный испытуемый — «флегматик».

Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т.е. выше 102), а эмоциональность — ниже нормы (т.е. ниже 26), то этот испытуемый — «сангвиник».

Тип 4. Если активность меньше нормы (т.е. меньше 78), а эмоциональность больше нормы, т.е. (больше 34), то испытуемый — «меланхолик» в соответствующей сфере.

Тип 5. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т.е. меньше 26), данный испытуемый принадлежит к «смешанному низко эмоциональному» типу.

Тип 6. Если испытуемый имеет «нормальное» значение по шкале активности, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т.е. больше 34), данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоэмоциональному» типу.

Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы (т.е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному высокоактивному» типу.

Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы, а по шкале эмоциональности его значения нахо­дятся в пределах нормы, то данный испытуемый принадлежит к «смешанному низкоактивному» типу.

Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности нахо­дятся в пределах нормы, то испытуемый принадлежит к «не­определенному» типу.

ОБЩИЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА

Вычисления общего типа проводятся аналогично вычислению дифференциального типа. Для этого на оси ординат отложить значения ИОА (индекса общей активности), а на оси абсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональности). На­звания типов те же, что и в случае дифференциальных типов.

Если оба значения выше нормы — «холерик», если оба значе­ния меньше нормы — «флегматик». Если по шкале обшей актив­ности значение выше нормы, а по шкале общей эмоциональнос­ти ниже нормы — «сангвиник». Если общая активность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы — «меланхолик». Если оба значения в пределах нормы — «неопределенный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности выше нормы, то — «смешанный высокоэмоци­ональный» тип. Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы, то — «смешанный низко эмоциональный» тип. Если по шкале общей активности значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то — «смешанный высокоактивный» тип. Если по шкале общей активности значение ниже нормы, а по общей эмоцио­нальности в пределах нормы, то — «смешанный низкоактивный» тип.

ПСИХОМОТОРНАЯ СФЕРА

Низкие значения (12-25 баллов)

Средние значения (26-34 балла)

Высокие значения (35-48)

Эргичность (ЭРМ).

Узкая сфера психомотор­ной деятельности, низкий мышечный тонус, нежела­ние физического напря­жения, низкая вовлечен­ность в процесс деятель­ности, избегание работы, двигательная пассивность.

Нормальный мышеч­ный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физичес­кому напряжению, средняя мышечная работоспособность.

Высокая потребность в дви­жении, «широкая» сфера пси­хомоторной активности, жаж­да психомоторной деятель­ности, постоянное стремле­ние к физическому труду, избы­ток физических сил, высокая мышечная работоспособность.

Пластичность (ПМ).

Повышенная склонность к монотонной физической ра­боте, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений.

Типичная для человека гибкость при переклю­чении с одной физи­ческой работы на дру­гую, средневыражен-ная склонность к раз­нообразным формам двигательной актив­ности и различным видам ручного труда.

Высокая гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений.

Скорость (СМ).

Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.

Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.

Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности.

Эмоциональность (ЭМ).

Низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным мотор­ным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уве­ренности в себе при выпол­нении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы.

Средневыраженная чувствительность к неудачам в ручном труде, возможному несовпа­дению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.

Высокая чувствительность

(сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА

Эргичность (ЭРИ).

Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов.

Средний уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением.

Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения.

Пластичность (ПИ).

Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач.

Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам

интеллектуальной деятельности.

Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем.

Скорость (СИ).

Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллек­туальной деятельности.

Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Эмоциональность (ЭИ).

Низкая чувствительность (безразличие)к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы, слабое эмоциональное реагирование при неудачах, связанных с интеллектуальной деятельностью, спокойствие, уверенность в себе в процессе умственной деятельности.

Средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения.

Высокая чувствительность (сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением.

КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА

Эргичность (ЭРК).

Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость.

Нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности.

Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, тяга к людям, легкость в установлении социальных связей, стремление к лидерству.

Пластичность (ПК).

Низкий уровень готовности к вступлению в новые соци­альные контакты, тщатель­ное продумывание своих поступков в процессе соци­ального взаимодействия, стремление к поддержива­нию однообразных контак­тов, ограниченный набор коммуникативных программ.

Нормальная готовность к общению, типичное для среднего человека стремление к новым социальным контактам.

Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ.

Скорость (СК).

Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность.

Обычная скорость речевой активности и вербализации.

Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности!

Эмоциональность (ЭК).

Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми.

Среднеинтенсивное эмоциональное пере­живание в случае не­удач в общении, типич­ная для человека чувст­вительность к оттенкам межличностных отно­шений; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия.

Высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения.

Страницы: 1 2 3 4


Описание методов исследования
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) Цель опросника (автор – И.М. Марковская) – выявление особенностей взаимодействия родителей с детьми. Опросник состоит из 60 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 5-бальной системе. Опросник ВРР имеет разные варианты: 1-й вариант для подростков и 2-й для их родителей и 3-й вариа ...

Метод опосредованного запоминания
Данный метод предназначен для исследования логической памяти. Испытуемому прочитывается ряд слов, для запоминания каждого из которых он должен выбрать какую-либо одну из разложенных на столе (картинок. Выбираются картинки, имеющие ту или иную логическую связь с предъявленным словом. Существуют два варианта этой методики—для младшего и д ...

«Феноменологический тест: гипотеза и теории»
В связи с этим нужно подчеркнуть, что чувство гомогенно начинает сексуальный импульс, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Бессознательное представляет собой конформизм, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражител ...