Психологическая характеристика личности педагогически запущенных детей
младшего школьного возрастаСтраница 1
Итак, как было определено выше, педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабовыраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность - это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.
Ребенок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад и школу. И каждая среда создает массу социально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего.
Р.В. Овчарова выделяет следующие параметры оценки социально-педагогической ситуации развития ребенка:
1) характер воспитательного окружения:
а) ориентированное на ребенка, полное, стабильное, положительно воздействующее;
б) неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее;
в) безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное (нестабильное), дезорганизующее;
г) враждебное к ребенку, неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка;
2) характер воспитательно-образовательной работы с детьми:
а) личностно-ориентированный, развивающий, эффективный;
б) целерациональный, репродуктивно-адаптивный, достигающий цели путем личностных жертв;
в) анонимный, информационно-репродуктивный, неэффективный;
3) характер внутренней позиции ребенка:
а) взаимодействие (относительная независимость, устойчивость, сопротивляемость);
б) противодействие (гипернезависимость, упрямство, негативизм, трудновоспитуемость);
в) бездействие (гиперзависимость, неустойчивость, податливость) [27].
В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степени социально-педагогической запущенности ребенка. Так считает Л.И. Божович [23].
Латентная (легкая) степень запущенности характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого-то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинающего проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социального опыта.
Начальная (средняя) степень - это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка.
Выраженная степень запущенности - количественная динамика переходит в качественную. Положительные свойства личности, не подкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения с взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Они формируются уже под влиянием ряда факторов, проявляются разнопланово, в определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности равнодушное. Явно обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье.
Педагогическая толерантность как предмет психологического исследования. Основные подходы к проблеме толерантности в отечественной и
зарубежной психологии. Определение понятия толерантность
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Нашей задачей является выявить общее и отличительное в разных интерпретациях понятия толерантность и на основе этого выработать ее понимание как психического явления. Вопрос о содержательном наполнении понятия ...
Психосемантический анализ возрастного образа мира личности. Цель,
гипотеза и задачи исследования
Цель данного исследования – провести сравнительный анализ образа миру молодежи и пенсионеров.
Гипотеза исследования: существуют различия в образе мира молодежи и пенсионеров по ряду показателей.
Поставленная цель и гипотеза исследования обусловливает задачи:
1. Реализация эмпирического исследования для определения характеристик обра ...
Психолого-педагогические рекомендации для
проведения занятий по конструктивному мышлению
Многие педагоги, заблуждаясь, считают, что, если этапы процесса мышления едины, то мышление будет развиваться на любом материале. Но задатки и способности у детей разные; причем о них можно и не догадываться, пока они не проявятся. Разнообразный материал, представленный в параграфе 2.1 поможет выявить эти способности. А я считаю не мало ...