Экспериментальное исследование проблемы психокоррекции личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста. Методика и программа исследования
Страница 3

Психологические материалы » Психокоррекция личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста » Экспериментальное исследование проблемы психокоррекции личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста. Методика и программа исследования

4). Проективная методика «Несуществующее животное»

Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное» была предложена М.3. Друкаревич [6].

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Показана удовлетворительная конвергентная валидность методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методика материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П.В.Яньшин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т.И. Краско, 1995).

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

5). Проективная методика «Рисунок семьи»

Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, В. Вульфа, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана и др. [22]

Данная методика входит в группу проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Как правило, применяются при обследовании детей. На основе выполнения изображения, ответов на вопросы оцениваются особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Возможно несколько вариантов инструкции («Нарисуй свою семью», «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом», «Нарисуй свою семью. Как ты ее себе представляешь» и др.).

Методика может применяться как при индивидуальном обследовании, так и при групповом. При этом время выполнения задания при индивидуальном обследовании обычно составляет около 30 минут, а при групповом ограничивается 15-30 минутами. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (кто нарисован, что они делают, скучно им или весело и др.)

На основании особенностей изображения можно определить:

А) степень развития изобразительной культуры, на которой находится ребенок;

Б) особенности эмоционального состояния ребенка во время рисования;

В) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

Применение данной методики способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно эффективно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Страницы: 1 2 3 4


Основные психологические новообразования младшего школьного возраста
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя. Осознание своих со ...

Психологическое развитие детей с аутизмом
Младенчество.Развитие ранних статистических и двигательных функций происходит в положенные сроки. К первым признакам «необычности» поведения, замечаемыми родителями, относятся парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, проявляющиеся уже на первом году жизни. В реакциях на предметы, звук, свет обнаруживалась характерная полярность. У ч ...

Принципы психологической коррекции педагогической запущенности
Психологическая коррекция понимается как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» [34]. Психокоррекцию возможно также применять «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений» [31], поскольку психоло ...