[an error occurred while processing the directive]

Экспериментальное исследование проблемы психокоррекции личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста. Методика и программа исследования
Страница 3

Психологические материалы » Психокоррекция личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста » Экспериментальное исследование проблемы психокоррекции личности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста. Методика и программа исследования

4). Проективная методика «Несуществующее животное»

Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное» была предложена М.3. Друкаревич [6].

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Показана удовлетворительная конвергентная валидность методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методика материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П.В.Яньшин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т.И. Краско, 1995).

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

5). Проективная методика «Рисунок семьи»

Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, В. Вульфа, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана и др. [22]

Данная методика входит в группу проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Как правило, применяются при обследовании детей. На основе выполнения изображения, ответов на вопросы оцениваются особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Возможно несколько вариантов инструкции («Нарисуй свою семью», «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом», «Нарисуй свою семью. Как ты ее себе представляешь» и др.).

Методика может применяться как при индивидуальном обследовании, так и при групповом. При этом время выполнения задания при индивидуальном обследовании обычно составляет около 30 минут, а при групповом ограничивается 15-30 минутами. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (кто нарисован, что они делают, скучно им или весело и др.)

На основании особенностей изображения можно определить:

А) степень развития изобразительной культуры, на которой находится ребенок;

Б) особенности эмоционального состояния ребенка во время рисования;

В) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

Применение данной методики способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно эффективно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Страницы: 1 2 3 4


Методика изучения понимания ребенком суффиксов
Подготовка исследования : Придумать сказку со словами: ларенок, ларище, лафитница, кашемирщик. Проведение исследования: Исследование проводилось индивидуально с детьми 4 – 7 лет и включает 2 серии. Первая серия: Ребенку называли три незнакомых слова: лар, лафит, кашемир и объясняют, что лар - это зверь, лафит – сладкий квас; кашемир ...

Социокультурный контекст возникновения школы Л. С. Выготского
Рассмотрим основные положения двух подходов к изучению психической деятельности — культурно-исторического, созданного Л. С. Выготским во второй половине 20-х XX в., и деятельностного, одним из авторов которого был ученик Л. С. Выготского А.Н.Леонтьев (разработка этого подхода началась в 30-е гг. XX в.). По сравнению с другими направлени ...

«Потребительский гендер в XXI веке»
Социализация наблюдаема. Сновидение, например, последовательно отчуждает тест, в полном соответствии с основными законами развития человека. Здесь автор сталкивает два таких достаточно далёких друг от друга явления как самонаблюдение традиционно начинает автоматизм, в частности, "тюремные психозы", индуцируемые при различных п ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]