[an error occurred while processing the directive]

Интерес как механизм учебной мотивации
Страница 2

Учитель должен уметь в старом, известном показать новое содержание: признаки, свойства, отношения с другими объектами. Например, интерес к киту у детей заметно возрастет, когда они узнают, что животное весит в среднем 112 тонн; чтобы его уравновесить, надо на вторую чашку весов поставить 36 слонов. Сердце кита весит 600—700 килограммов, мозг — 2,5 килограмма, а язык—З тонны!

2. Возможность использовать свою инициативу, свою активность для творческого преобразования предмета (целенаправленное переконструирование предложения, примера, плана) повышает интерес ученика к работе.

3. Интерес возникает и поддерживается достигаемым успехом деятельности. Если ученику удалось успешно решить задачу, да еще разными способами, интерес к арифметике повышается.

4. Огромное значение для упрочения интереса имеет открытие для ребят практического использования изучаемого материала, его применения в жизни людей. Дети с большим интересом начинают изучать травы, когда узнают их лечебные свойства; круговорот воды в природе привлекает детей и порождает много вопросов о засухе, ливнях, грозах и граде.

5. Интерес детей к учебному предмету возрастает тогда, когда они встречают в учителе человека, увлеченного своей работой и обладающего мастерством передачи знаний детям, умеющего богато, полно, красочно излагать учебный материал.

6. Формированию учебных и познавательных интересов в огромной мере способствует вся внеучебная и внешкольная работа. Она расширяется и становится все более разно образной в 3-4 классах.

Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системно го анализа С.М. Бондаренко были названы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика. Согласно этому анализу, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

С самого начала учебной деятельности младших школьников происходят значительные изменения в направленности их интересов. Исследования М.Н. Волокитиной, В.А. Горбачевой, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, М.Ф. Морозовой, П.И. Размыслова и других психологов показывают, что в конце дошкольного периода в результате образовательно-воспитательной работы у ребят обычно возникает новая высшая потребность- учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни.

Ученые выделяют, во-первых, стремление семилетнего ребенка занять новое, привлекательное для него положение в обществе — положение школьника. Это значит: ходить, как все старшие ребята, в школу, носить ранец, или, еще лучше, портфель, сидеть за партой, носить форму и т. д.

Однако такая устремленность к внешнему положению школьника быстро угасает. Эта потребность, как и всякая другая, после ее удовлетворения исчезает. Если в первые дни маленький школьник действительно радостно переживает свое новое положение среди других ребят и в своей семье, то уже в течение первых недель эти переживания тускнеют и наконец совсем исчезают. Новое, становясь повседневным и привычным, теряет оттенок загадочной неизвестности и привлекательности. Мотив хочу стать школьником перестает действовать. Но устремленность к школе у первоклассников выражена и в их интересах к самой учебной деятельности. Этот мотив при рационально организованной учебной работе детей не только не угасает, но с каждым месяцем усиливается и нарастает.

Опросив первоклассников в первой четверти учебного года, Т.С. Назарова установила, что ребята хотят ходить в школу, чтобы научиться читать и писать, чтобы «(обо всем узнать». Они хотят учиться в школе, а не дома, так как «с ребятами интерес нее высказываются против удлинения перемен и введения второго выходного дня на неделе. По утверждению Л.И. Божович интерес первоклассников к самой учебной деятельности еще слит с собственно познавательными интересами.

Учащиеся 3-4 классов чаще высказываются за введение второго выходного дня, однако мотивируют свое желание не отрицательным отношением к школе (такое встречается лишь у отдельных учеников). Девяти-, десятилетние дети хотели бы использовать лишний выходной день для чтения, посещения кино или для занятия любимым делом (моделированием, спортом, марками).

Характеризуя особенности познавательного интереса, Г.И. Щукина отмечает в качестве его существенных признаков следующие:

а) интеллектуальную направленность поиска нового в объекте, стремление ознакомиться с предметом ближе, узнать его глубоко и разносторонне;

Страницы: 1 2 3 4


Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцен
Для изучения особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков в профессиональной сфере мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие учащиеся 9 класса МОУ СОШ №4 в количестве 30 человек (19 юношей и 11 девушек) в возрасте 15 лет. Перед некоторыми учащимися уже сейчас встает вопрос, какую профессию в ...

Формирование характера
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствую ...

Теория И.П. Павлова о физиологических основах темперамента
Однако основным биологическим органом, "производящим" психику, является нервная система, человеческий мозг. Значит, в них следует, прежде всего, искать физиологические основания темперамента. Научная заслуга такой постановки вопроса принадлежит И.П. Павлову. Это был шаг принципиально новый и перспективный. Второй шаг в данном ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]