Интерес как механизм учебной мотивации
Страница 3

б) осознанное отношение школьника к предмету своего интереса и к задаче, стоящей перед ним в познании этого предмета;

в) эмоциональную окрашенность: интерес всегда связан с желанием что-то узнать, радостью искания, горечью неудачи и торжеством открытий;

г) выражение в волевом действии: интерес направляет усилия ученика на открытие новых сторон и признаков предмета.

Интересы младших школьников (1-2 классов) отличаются следующими характерными особенностями:

- подражательностью (случайностью возникновения);

- непостоянством, кратковременностью, легким и беспричинным изменением;

- поверхностью (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, углубляться в суть — непривлекательно);

- близостью собственному жизненному опыту;

- разбросанностью (ученик интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякой их связи; дети задают множество вопросов, далеко выходя за пределы учебного материала);

- направленностью на ближайший результат. (Решил задачу или нет ? Сколько ошибок сделал? Какую отметку поставил учитель?)

Ученики начальных классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает и сам процесс обучения. Младшие школьники особенно активно реагируют на непосредственные впечатления. Достаточно учительнице принести в класс книжку в новой обложке или начать рисовать на доске какие-нибудь иллюстрации, чтобы каждому захотелось это поскорее рассмотреть. Наглядные пособия, применяемые на уроках, всегда вызывают жадное любопытство. Известны свежесть, яркость детского восприятия и чрезвычайная отзывчивость детей на окружающее. Ученики вторых классов всем существом откликаются на отдельные моменты высказываний учительницы; они очень живо реагируют на то, что является сколько-нибудь новым для них, на каждую шутку, на какой-нибудь пример из жизни. Характерна готовность детей реагировать сразу же. Вместе с импульсивностью детей это придает занятиям стремительность, напряжение и насыщенность. Чтобы ученики не скучали, необходимы частые переходы от одних заданий к другим; чтобы внимание их было напряжено, не следует затягивать паузы. У опытного педагога дети многое успевают получить за один урок.

Особая чуткость учащихся к образно-эмоциональным моментам постоянно обнаруживается на уроках связанных с чтением. Успех урока зависит от доходчивости произнесения текста, использования таких форм занятий, как чтение по ролям и инсценировка, от умелой постановки вопросов. Учащиеся проявляют готовность проникнуться тем, что внушает автор, - представить себе описание, улыбнуться шутке, сопереживать, они лишены какого-либо недоверия к автору и не рассуждают о достоинствах текста. Каждый раз обращают на себя внимание живость реакции и полная настройка класса на то содержание, которое стало темой урока.

Постоянное соприкосновение детей 8-9 лет со всевозможными понятиями мира взрослых и психологический настрой усваивать и вбирать приводят к очень характерному для этого возраста наивному и игровому отношению к некоторым знаниям. Приобщаясь к сфере познания они продолжают играть. Внешнее, формальное усвоение многих понятий, заимствуемых у взрослых, пока и не может быть иным.

Наивно-игровой характер познания, свойственный детям рассматриваемого возраста, делает особенно интересным так называемое выразительное чтение детей, которое широко используется в педагогической практике. Например, ученикам вменяется в обязанность произносить фразы громко, отчетливо и с такими интонациями, которые соответствовали бы их содержанию. Процесс чтения превращается в исполнение ролей – за автора и, где возможно, за действующих лиц. Манера чтения в классе в значительной мере повторяет манеру чтения учительницы, но некоторые ученики превосходят учительницу не только увлеченностью, звонкостью голоса, но и большей изобретательностью в передаче интонаций. При этом ученики с особым усердием и полнотой выражают чувства, не сдерживая себя, не стыдясь. Такое рода подражание чьим-то чувствам доставляет им удовольствие и, возможно, содействует более прочному и детальному усвоению читаемого. Но характерная особенность: младшие школьники умеют выразительно, т.е. прочувствованно и с разумными интонациями, читать и такой текст, который почти не понимают.

Для младших школьников внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Испытывая эти трудности и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания, он, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи он может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Интерес к учению падает. [16]

Страницы: 1 2 3 4


Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность в младенчестве
По определению Леонтьева - это та деятельность , развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития. Неразрывно с теорией ведущего типа деятельности связана теория периодизации развития. В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ...

Введение. Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Психология темперамента является одним из значимых разделов дифференциальной психологии. Свойства темперамента отличаются от других индивидуальных психических особенностей человека. Специфика свойств темперамента состоит в том, что они характеризуют динамику психической деятельности. Развивая мысль о специфичности свойств темперамента, ...

Наблюдения и условия эффективности восприятия
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей ...