Средства коммуникации

Все каналы коммуникации обычно разделяют на вербальные и невербальные. К первым мы отнесем лингвистический и паралингвистический каналы, ко вторым - взгляд, выражение лица (мимику), прикосновения, телодвижения (позы), жесты, межличностную дистанцию, а также одежду, макияж и украшения. В. А. Лабунская предлагает несколько иную классификацию, рассматривая коммуникацию как совокупность знаковых систем. С позиции этого подхода коммуникация представляет собой четыре системы:

1. оптико-кинетическую (выражение лица, жесты, телодвижения);

2. пара- и экстралингвистическую (вокализация, тональность голоса, темп речи, смех, плач, покашливание и т. д.);

3.организацию пространства и времени коммуникации (межличностная дистанция, время протекания коммуникации, опоздания, точность и т. д.);

4. визуальный контакт.

Но, по сути, эта классификация охватывает все те же виды коммуникации. Ситуация коммуникации характеризуется тем, что коммуникатор (отправитель) имеет некое сообщение, а также потребность и намерение передать его получателю. Какие же цели при этом преследуются?

Согласно лингвисту Джону Серлю, в коммуникации могут быть достигнуты пять наиболее общих целей:

1. сообщение и описание чего-либо;

2. влияние на кого-либо;

3. выражение чувств и отношения;

4. взятие на себя каких-либо обязательств;

5. непосредственная просьба или приказание о чем-либо.

Передача сообщения может осуществляться многими способами и с помощью различных средств, но наиболее привычным и естественным для нас средством является язык, поэтому понятие коммуникации прежде всего ассоциируется с языком и речью, ведь в повседневной жизни, в ординарных ситуациях именно посредством языка и речи (устных и письменных) осуществляется большинство наших коммуникативных взаимодействий.

При этом из доступных нам средств коммуникации лучше всего осознается и поддается контролю речь. Хотя известный афоризм утверждает, что язык дан людям для того, чтобы скрывать свои мысли, верно и обратное: у человека нет более надежного средства для выражения своих мыслей, чем язык, поэтому логично начать характеристику каналов коммуникации с языка и речи [24;159].


Совокупность подходов к отношениям консультант-клиент в разных психологических направлениях
Мир современного психологического консультирования и психотерапии – это около пятисот разновидностей активной психологической работы и психологической помощи пациентам и клиентам. Каждую из этих разновидностей отличает особый язык и круг понятий, особые методы, приемы и техники работы, особая практика консультативного и психотерапевтиче ...

Процесс восприятияю Особенности восприятия текстового сообщения
Восприятию текстового сообщения посвящено много исследований. Остановимся только на самых общих представлениях об этом процессе. Неосознаваемость. Получаемые ощущения и результаты не различаются сознанием как два отдельных по времени момента. Иначе говоря, мы не осознаем разницы между объективно данными ощущениями и результатом нашего ...

Раскрытие понятия Поэтизация
Что бы лучше разобраться в различных вопросах, касающихся данной темы, для начала разберемся в значении слова «Поэтизация». Во многих словарях термин «поэтизация» приравнивают к термину «поэтизировать». Согласно Словарю русского языка (МАС), «ПОЭТИЗИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; сов. и несов., перех. (несов. также опоэтизировать) – Предс ...