Средства коммуникации
Все каналы коммуникации обычно разделяют на вербальные и невербальные. К первым мы отнесем лингвистический и паралингвистический каналы, ко вторым - взгляд, выражение лица (мимику), прикосновения, телодвижения (позы), жесты, межличностную дистанцию, а также одежду, макияж и украшения. В. А. Лабунская предлагает несколько иную классификацию, рассматривая коммуникацию как совокупность знаковых систем. С позиции этого подхода коммуникация представляет собой четыре системы:
1. оптико-кинетическую (выражение лица, жесты, телодвижения);
2. пара- и экстралингвистическую (вокализация, тональность голоса, темп речи, смех, плач, покашливание и т. д.);
3.организацию пространства и времени коммуникации (межличностная дистанция, время протекания коммуникации, опоздания, точность и т. д.);
4. визуальный контакт.
Но, по сути, эта классификация охватывает все те же виды коммуникации. Ситуация коммуникации характеризуется тем, что коммуникатор (отправитель) имеет некое сообщение, а также потребность и намерение передать его получателю. Какие же цели при этом преследуются?
Согласно лингвисту Джону Серлю, в коммуникации могут быть достигнуты пять наиболее общих целей:
1. сообщение и описание чего-либо;
2. влияние на кого-либо;
3. выражение чувств и отношения;
4. взятие на себя каких-либо обязательств;
5. непосредственная просьба или приказание о чем-либо.
Передача сообщения может осуществляться многими способами и с помощью различных средств, но наиболее привычным и естественным для нас средством является язык, поэтому понятие коммуникации прежде всего ассоциируется с языком и речью, ведь в повседневной жизни, в ординарных ситуациях именно посредством языка и речи (устных и письменных) осуществляется большинство наших коммуникативных взаимодействий.
При этом из доступных нам средств коммуникации лучше всего осознается и поддается контролю речь. Хотя известный афоризм утверждает, что язык дан людям для того, чтобы скрывать свои мысли, верно и обратное: у человека нет более надежного средства для выражения своих мыслей, чем язык, поэтому логично начать характеристику каналов коммуникации с языка и речи [24;159].
Развитие советской педологии
Другим важным научно-практическим направлением, существенно определявшим картину развития психологического знания в послереволюционный период, являлась педология. В России истоки педологического движения восходят к началу XX в. и представлены работами А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурского, Н.Е. Румянцева, И.А. Сикорского, К.И. П ...
Основные показатели психологической готовности к школьному
Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность , о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельст ...
Психофизиологические особенности подросткового возраста
Человеческий организм – развивающаяся система, где все взаимосвязано, в том числе физиология и психика. Физиологический возраст определяется в значительной степени количеством прожитых нами лет. Но возраст не только физиологическое понятие. Существует также психологический возраст, который может не совпадать с физиологическим и паспортн ...