Различия в условиях воспитания в ДМХВ и обычных детских домах.
Страница 2

Психологические материалы » Особенности Я-концепции сирот из интерната » Различия в условиях воспитания в ДМХВ и обычных детских домах.

Таким образом, опираясь на экспериментальные данные, можно утверждать, что уменьшение фактора психической депривации не столько увеличивает возможность роста позитивного самопринятия, сколько нейтрализует негативное самопринятие.

Проанализируем показатели самопринятия во всех основных группах с точки зрения возрастной динамики. Очевидно, что возрастная динамика самопринятия в условиях воспитания в семье отсутствует, величина показателей самопринятия более индивидуальна, связана с личностными особенностями и своеобразием ситуации развития ребенка в семье. Что же касается развития ребенка в условиях психической депривации, то возрастная динамика в этом случае явно выражена, показатели самопринятия возрастают к подростковому возрасту (различия статистически достоверны на уровне 0,05).

Итак, в отличие от развития ребенка в семье, в условиях психической депривации было выявлено повышение показателей самопринятия в подростковом возрасте.

Поскольку одной из особенностей развития личности воспитанника детского дома является доминирование групповой идентичности над индивидуальной, а также ежедневный тренинг агрессивного поведения, приведенные выше исследования указывают на возможные причины изменения отношения к себе в процессе взросления. Более ранние исследования, проведенные Радиной (13), также свидетельствуют в пользу сушественных изменений в Я-концепции в подростковом возрасте у воспитанников детского дома. Повышение самопринятия у воспитанников-подростков коррелировало с преобладанием негативных идентификаций (3), (12).

Психическая депривация, сопровождающая развитие детей без семьи, является не единственным фактором, определяющим специфику личности воспитанника детского дома. Наблюдается феномен посттравматических стрессовых расстройств у детей, потерявших семью. Тем не менее, более половины воспитанников детского дома лишаются семьи в дошкольном детстве. Это связано чаще всего с алкоголизмом родителей и неспособностью их заботиться о своем ребенке (11). При изъятии из семьи органами опеки ребенок не получает информации в адекватной форме об изменениях своей жизни, тем более его не спрашивают о согласии на подобные изменения. Ребенка помещают в одну из специальных структур (санаторий, клиника, приют и т.д.) с целью дальнейшего устройства в учреждение закрытого типа для постоянного проживания. При этом контакты с родителями прерываются на неопределенный срок, зачастую навсегда. Подобное событие кардинально изменяет жизнь ребенка.(6), (9), (10). Данное исследование предполагало дальнейший анализ фантазий и легенд ребенка о своей семье и о том, как она была утрачена. Предполагалось, что при сопоставлении биографических данных и деталей рассказов, можно обнаружить проблемные области индивидуальных историй, эмоциональные особенности переживания горя потери семьи в зависимости от срока утраты, основные сценарные линии развития жизни воспитанника детского дома. Приведем некоторые примеры.

Олег

О. (10 лет).

Материалы архива. По решению суда изъят из семьи в трехлетнем возрасте, родители лишены родительских прав. Некоторое время находился в клинике в связи с инфекционным заболеванием, затем был переведен в санаторий, откуда — в дошкольный детский дом, где провел около четырех лет. Контакты устанавливает избирательно, необщительный, осторожный, медлительный, в восьмилетнем возрасте был определен в школьный детский дом. Контакты с семьей отсутствуют, в том числе и с двумя другими братьями, находящимися во вспомогательных щколах-интернатах.

Придуманная история. Жил-был мальчик. У него была семья: мама, папа и братики. Он очень любил свою семью, особенно папу. Однажды, когда папа был на работе, мама рассердилась на него и отвела в детский дом. Папа пришел домой, а сына нет. Папа очень горевал, искал сына, но не нашел. Сын плакал в детском доме. Прошло время. Сын подрос. Отец нашел его, но домой не забирает, навещает в детском доме, боится, что мать опять сдаст сына в детский дом. Сын рад, что нашел отца, но ему плохо в детском доме.Из беседы, рассказ о себе. Меня родители никогда бы не отдали в детский дом. Но когда я был маленьким, меня из больницы украли воспитатели. Родители нашли меня, хотели вернуть, увезли домой. Но . ничего не вышло. Воспитатели нашли меня, снова украли и увезли в другой город. Никто не знает, где я. Но . я, кажется, нашел своего отца. Он работает телемастером в магазине «Чайка», настраивает телевизоры. (Последние два месяца Олег убегает с уроков из школы и наблюдает за «своим отцом» в магазине. «Отцу» пока не признался, что узнал в нем родителя.)

Страницы: 1 2 3 4


Экспериментальные исследования теории ВПФ в школе Л. С. Выготского
«Культурно-историческая теория подвергалась критике, в том числе со стороны учеников Л. С. Выготского, за неоправданное противопоставление «натуральных» и «культурных» психических функций; за понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаково-символических (языковых) форм; за недооценку роли предметно-пр ...

Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов
Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формирования и развития, разноплановость выполняемых ими функций предполагает их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы. Большинство, как отечественных, так и зарубежных, исследователей проблемы смысла отмечают тот факт, ч ...

Психологические факторы старения
Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развивается, достигает зрелости, а затем постепенно начинает увядать, стареть и умирать. Старение и старость - нормальное естественное, физиологическое явление, это определенный отрезок онтогенеза (1; с.9) Для этого возрастного периода, как в прочем и для каждого периода жизни челов ...