[an error occurred while processing the directive]

Различия в условиях воспитания в ДМХВ и обычных детских домах.
Страница 1

Психологические материалы » Особенности Я-концепции сирот из интерната » Различия в условиях воспитания в ДМХВ и обычных детских домах.

Бытовые условия для воспитанников детских домов различных типов в Нижнем Новгороде относительно равнозначны. Младшие имеют более стесненные условия проживания (от 4 до 8 человек в комнате), старшие — более свободные (от 2 до 4 человек в комнате). Дети имеют возможность хранить некоторые личные вещи.

Однако в условиях жизни воспитанников ДМХВ есть принципиальное отличие от жизни детей в других детских домах: они имеют более интенсивные и свободные контакты с родственниками. Сами родственники воспитанников ДМХВ охотнее взаимодействуют с детьми, которых окружающие называют «одаренными». Следующий принципиальный момент — реализуемая потребность в более ответственном и автономном поведении у воспитанников ДМХВ. Это связано с тем, что у «одаренных» более загружен день, а график занятий индивидуален. Такому ребенку самому приходится передвигаться по городу, а также самостоятельно планировать свое время. Как правило, воспитатели лишь проверяют качество выполненных заданий, не осуществляют пошаговый контроль, который характерен для неспециализированного детского дома. Это означает, что образ жизни воспитанников ДМХВ приближается к образу жизни ребенка из семьи. Заслуживает внимания тот факт, что в ДМХВ отсутствует культурная изоляция, которая часто имеет место в неспециализированных детских домах, а также во многих семьях. Воспитанники ДМХВ участвуют в республиканских конкурсах, в международных выставках, много путешествуют. Богатая культурная среда и возможность творческого самовыражения — важнейшие позитивные факторы, влияющие на развитие личности и самопринятия. Выделяя как основные отличия эти два положения — более тесная связь с родственниками и активизация ответственного и автономного поведения — мы констатируем, что в ДМХВ депривация не так тотальна, как в неспециализированном детском доме, а главное отличие ДМХВ от других детских домов — редукция самого фактора психической депривации.

По данным ряда исследователей, психическая депривация обусловливает специфическое развитие личности, а также один из главных признаков специфики развития в условиях депривации — сниженное самоуважение (5), (6), (10), (11). Поэтому в начале исследования предполагалось получить факты, демонстрирующие прямую зависимость психической депривации и низкого самопринятия. Однако анализ эмпирических данных показал, что эта связь носит иной характер. Благодаря сравнению показателей самопринятия группы более «закрытой» (обычные воспитанники детского дома), характеризующейся более выраженной депривацией, и более «открытой» (воспитанники ДМХВ), мы обнаружили, что «уменьшение» психической депривации как бы нейтрализует негативное отношение к себе. Этот феномен выражается в изменении внутренней структуры показателей самопринятия: самопринятие детей в ДМХВ в целом выше, чем в обычном детском доме (практически отсутствуют острое негативное отношение к себе, характерное для типичного детского дома), но показатели самопринятия не достигают условной границы «позитивности». Таким образом, уменьшение фактора депривации не столько способствует возможностям роста позитивного самопринятия, сколько нейтрализует «негативное самопринятие», отторжение собственной личности.

Анализ экспериментальных данных показывает, что у воспитанников детских домов в подгруппах «одаренные» и «обычные» одинаковое число детей с низким самопринятием (73 %). Следовательно, статистически значимые различия средних показателей самопринятия в данных подгруппах существуют не столько за счет большего числа «одаренных» воспитанников с высоким самопринятием, сколько за счет большего удельного веса детей с ярко выраженным негативным самопринятием в фуппе «обычных» воспитанников. Для подгруппы «одаренных» воспитанников характерна также более выраженная однородность показателей самопринятия.

Страницы: 1 2 3 4


Роль семейного воспитания в профилактике алкоголизации и курения
Как мы отметили, семья является первым и ведущим субъектом воспитания личности. А что означает само слово семья? В чем суть семейного воспитания? Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее ...

Общее представление о восприятии
Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от н ...

Свойства темперамента.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после ро ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]