Понятие эмоциональной стойкости
Страница 2

Выделение проблемы эмоциональной стойкости в самостоятельное направление научного исследования связано, прежде всего, с появлением фундаментальных исследований Л. М. Аболина (1987), которые стали переломным моментом в теоретико-методологическом и практическом исследовании психологических механизмов эмоциональной стойкости и закономерностей ее формирования и повышения. Эмоциональная стойкость рассматривается этим ученым как результат единства рациональных, эмоциональных и телесных компонентов системы саморегуляции напряженной деятельности, понимается как системное качество личности, которое обеспечивает высокую производительность деятельности и целеустремленность поведения в напряженных условиях. Эмоциональная стойкость в напряженных условиях деятельности опосредствуется целостным механизмом саморегуляции.

Следующий этап разработки проблемы эмоциональной стойкости реализует идею целенаправленного формирования и развития у специалистов разных сфер напряженной деятельности (О. А. Блинов, Т. С. Кириленко, М. С. Корольчук, В. В. Стасюк, О. Я. Чебикин, А. И. Черкашин).

Итак, генезис проблемы эмоциональной стойкости разрешает выделить два главных этапа в ее становлении и развитии: констатирующее - описательный и формирующий (профессионально - ориентированный). Под эмоциональной стойкостью мы будем понимать сложные интегративные качества личности, которые обеспечивают высокую производительность деятельности и поведения в сложных эмоционально напряженных условиях [9, с. 74]. Главным интегральным показателем эмоциональной стойкости выступает успешность и стабильность деятельности.

Между тем, как доказывают исследования, чрезмерно выраженная эмоциональная лабильность личности может отрицательно сказываться на эффективности ее деятельности, усложнять отношения с окружением, поскольку личность становится импульсивной, реактивной. Поэтому изучение психологических особенностей эмоциональной лабильности личности стоит как важная проблема.

В соответствии с П. Фрессом [26, с. 124], эмоциональная неустойчивость является главной характеристикой эмоциональности. По мнению ученого, такая неустойчивость характеризуется чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. В свою очередь, эмоциогенная ситуация зависит от отношений между мотивацией и возможностями человека [26, с. 126].

Эмоциональная лабильность характеризуется нестойкостью эмоционального фона, его зависимостью от внешних обстоятельств, частым изменением расположения духа даже при незначительном изменении ситуации: от приподнятого с оттенком добродушия, эйфории до дисфоричного с неудовольствием, злобой, агрессией [6, с. 52].

Анализ основных теорий отечественных и зарубежных психологов относительно определения агрессии позволил нам прийти к выводу, что агрессия (как поведенческое проявление) - это поведение, которое характеризуется направленностью, во-первых, на причинение вреда безжизненным объектам, во-вторых, на осуществление действий, которые служат причиной вреда (физическим, морального или материального) живым существам, которые имеют мотивацию избегания такого отношения.

Вместе с тем, как свидетельствует анализ теоретических источников, агрессия, как свойство личности, во-первых, выступает как мотивационная тенденция, внутреннее побуждение к осуществлению агрессивных действий; во-вторых, отображает относительно стабильную готовность к агрессивным действиям в разных ситуациях при наличии потенциально агрессивного восприятия и потенциально агрессивной интерпретации как стойкой личностной особенности мировосприятия и миропонимания; в-третьих, характеризуется наличием деструктивных тенденций в отношениях с другими людьми. Н. Левитов, в частности, связывает эмоциональную неустойчивость с нестойкостью расположений духа и эмоций [14, с. 94]. А, по мнению Л. Славиной, эмоциональная неустойчивость связана с "аффектом неадекватности", что проявляется в повышенной обидчивости, замкнутости, негативизме, упрямстве [9, с. 74]. Следует отметить, что А. Басс и А. Дарка рассматривают оскорбление как зависть и ненависть к окружающим за настоящие и выдуманные действия, а негативизм - как оппозиционную манеру в поведении от пассивного противодействия к активной борьбе против установленных обычаев и законов. По мнению Е. Ильина, обида, как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к личности, появляется тогда, когда страдает чувство собственного достоинства, если человек сознает, что его унижают [8, с. 128]. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбуждаемость, пессимистичность, обеспокоенность, колебание расположений духа [6, с. 88].

Страницы: 1 2 3


Конкретные прикладные задачи
Кроме задач общетеоретического плана, общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи, которые выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни и не могут ожидать решения теоретических вопросов[16]. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменен ...

Темперамент и личность
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспита ...

Отклонения в характере и поведении детей (психопатические проявления)
Психопатия представляет собой комплекс существующих с самого рождения черт и задатков, особенностей темперамента и характера, вызывающих различного рода трудности в жизни как для самого ребенка (а впоследствии взрослого человека), так и для окружающих. Стало быть, у детей, наделенных психопатическими чертами, имеются не какие-то времен ...