Эмпирическое исследованиею Методические подходы к
социологическому исследованиюСтраница 2
4. Причины употребления наркотика в первый раз:
§ «заодно со всеми» – 28%;
§ «конфликт с родителями, назло им» – 20%;
§ «интересно было узнать, что там» – 18%;
§ «ссора с подругой» – 14%;
§ «заставили» – 14%;
§ «не помню» – 6%.
Лишь три человека ушли от ответа, остальные точно помнят как это было в первый раз. Практически третья часть в данной выборке попробовала наркотик в референтной группе, следуя групповым нормам и правилам. Конфликты, различные виды неблагополучия в семье, отсутствие эмоциональных связей – еще одна причина, толкающая подростка на этот шаг. Возрастные особенности, желание экспериментировать, даже если с риском для жизни – стоят на третьем месте. Следующие две категории ответов свидетельство неспособности противостоять жизненным обстоятельствам (более сильным сверстникам и эмоциональным травмам).
5. Ответы на вопрос о причинах употребления наркотиков в настоящий момент довольно пессимистичны:
«бесперспективность», «скучно», «а что еще делать».
И это не рисовка. Подобное умонастроение, отражает общую ситуацию, отчасти внушенную разговорами родителей, отчасти ранним опытом собственной нескладывающейся жизни – половина респондентов имеет 6–7 классов образования и в настоящее время не учится и не работает.
«Кайф» – вот то, ради чего. Получение удовольствия быстро, без собственных усилий, ради этого стоит рисковать.
6. Самое худшее, что мне случилось совершить…
«Поругаться с девчонкой», «уйти из дома», «бросить школу» – таких ответов единицы. Два человека пробу наркотиков оценили как самое худшее, что им приходилось совершить. Основная часть отвечающих ничего такого не совершала в своей жизни. Вытеснение, отрицание существующей проблемы активные помощники в формировании завышенной самооценки, уверенности в правильности собственных действий подростка.
9. Как часто ты употребляешь наркотики? Этот вопрос задавался только тем подросткам, которые пробовали наркотик не впервые (33 человека).
1 раз в неделю – 30%;
1 раз в 2 недели – 43%;
1 раз в месяц – 27%.
10. Распределение ответов на вопрос: «Что может стать причиной отказа от употребления наркотиков?»
Желание мести, наказания родителей пусть даже ценой своей смерти свидетельство глубокой психической травмы подростка, его эмоциональной инфантильности, неспособности или невозможности конструктивно разрешить возникшую проблему. Отсюда же и желание вернуть таким способом любимую девушку. Настораживает неприятие проблемы как таковой и отсутствие мотива сотрудничества со взрослыми для решения этой проблемы. Подростки склонны недооценивать на ранних этапах последствий употребления и переоценивать собственные силы.
11. Оценка будущего довольно разнообразна, однако не внушает оптимизма:
«бесперспективным» – 22%;
«кайфным» – 20%;
«как у всех» – 18%;
«нормальным» – 16%;
«мрачным» – 14%;
«веселым» – 10%.
12. В школе мои учителя…
«Не любили меня», «мечтали поскорей меня выпустить из школы», «были злые», «ненавидели меня» – такие ответы не редкость среди респондентов. Они являются свидетельством неблагополучия и в школьном взаимодействии подростков.
«Нормальные люди» – такой ответ дали 22% подростков.
13. Мои друзья…
«Такие же как я», «нормальные пацаны» довольно обтекаемые характеристики.
«Понимают меня», «ждут меня» – это то, чего им не хватает в школе и дома.
«У меня нет друзей» – такая формулировка обозначает кризис и в этой сфере.
14. Моя мать…
«Ей плевать на меня», «занята своим новым мужем», «пьет», «у меня нет матери», «случайно родила меня», «не любит меня», «ненавидит меня», «не справедлива ко мне» – отчаяние, обида, все невысказанные чувства сконцентрированы в этих коротких высказываниях подростков (36%).
Природа и причины стресса
Неразрешимые и неуправляемые конфликты достаточно часто приводят к стрессам. Стресс – это явление, связанное с психикой человека, с нервным психологическим или физическим напряжением и приводящее к потере здоровья или даже смерти. Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболе ...
Социокультурный контекст возникновения школы Л. С.
Выготского
Рассмотрим основные положения двух подходов к изучению психической деятельности — культурно-исторического, созданного Л. С. Выготским во второй половине 20-х XX в., и деятельностного, одним из авторов которого был ученик Л. С. Выготского А.Н.Леонтьев (разработка этого подхода началась в 30-е гг. XX в.). По сравнению с другими направлени ...
Образ мира – мировоззрение человека в контексте реалий бытия
Особое место для понимания феномена образа мира для нас занимает концепция развития и бытия личности В.С. Мухиной[33]. Проблема образа мира рассматривается здесь, с одной стороны, при обсуждении развития внутренней позиции личности и ее самосознания, а с другой стороны, при рассмотрении этнических особенностей картины мира. В любом случ ...