Эмпирическое исследованиею Методические подходы к социологическому исследованию
Страница 2

Психологические материалы » Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости) » Эмпирическое исследованиею Методические подходы к социологическому исследованию

4. Причины употребления наркотика в первый раз:

§ «заодно со всеми» – 28%;

§ «конфликт с родителями, назло им» – 20%;

§ «интересно было узнать, что там» – 18%;

§ «ссора с подругой» – 14%;

§ «заставили» – 14%;

§ «не помню» – 6%.

Лишь три человека ушли от ответа, остальные точно помнят как это было в первый раз. Практически третья часть в данной выборке попробовала наркотик в референтной группе, следуя групповым нормам и правилам. Конфликты, различные виды неблагополучия в семье, отсутствие эмоциональных связей – еще одна причина, толкающая подростка на этот шаг. Возрастные особенности, желание экспериментировать, даже если с риском для жизни – стоят на третьем месте. Следующие две категории ответов свидетельство неспособности противостоять жизненным обстоятельствам (более сильным сверстникам и эмоциональным травмам).

5. Ответы на вопрос о причинах употребления наркотиков в настоящий момент довольно пессимистичны:

«бесперспективность», «скучно», «а что еще делать».

И это не рисовка. Подобное умонастроение, отражает общую ситуацию, отчасти внушенную разговорами родителей, отчасти ранним опытом собственной нескладывающейся жизни – половина респондентов имеет 6–7 классов образования и в настоящее время не учится и не работает.

«Кайф» – вот то, ради чего. Получение удовольствия быстро, без собственных усилий, ради этого стоит рисковать.

6. Самое худшее, что мне случилось совершить…

«Поругаться с девчонкой», «уйти из дома», «бросить школу» – таких ответов единицы. Два человека пробу наркотиков оценили как самое худшее, что им приходилось совершить. Основная часть отвечающих ничего такого не совершала в своей жизни. Вытеснение, отрицание существующей проблемы активные помощники в формировании завышенной самооценки, уверенности в правильности собственных действий подростка.

9. Как часто ты употребляешь наркотики? Этот вопрос задавался только тем подросткам, которые пробовали наркотик не впервые (33 человека).

1 раз в неделю – 30%;

1 раз в 2 недели – 43%;

1 раз в месяц – 27%.

10. Распределение ответов на вопрос: «Что может стать причиной отказа от употребления наркотиков?»

Желание мести, наказания родителей пусть даже ценой своей смерти свидетельство глубокой психической травмы подростка, его эмоциональной инфантильности, неспособности или невозможности конструктивно разрешить возникшую проблему. Отсюда же и желание вернуть таким способом любимую девушку. Настораживает неприятие проблемы как таковой и отсутствие мотива сотрудничества со взрослыми для решения этой проблемы. Подростки склонны недооценивать на ранних этапах последствий употребления и переоценивать собственные силы.

11. Оценка будущего довольно разнообразна, однако не внушает оптимизма:

«бесперспективным» – 22%;

«кайфным» – 20%;

«как у всех» – 18%;

«нормальным» – 16%;

«мрачным» – 14%;

«веселым» – 10%.

12. В школе мои учителя…

«Не любили меня», «мечтали поскорей меня выпустить из школы», «были злые», «ненавидели меня» – такие ответы не редкость среди респондентов. Они являются свидетельством неблагополучия и в школьном взаимодействии подростков.

«Нормальные люди» – такой ответ дали 22% подростков.

13. Мои друзья…

«Такие же как я», «нормальные пацаны» довольно обтекаемые характеристики.

«Понимают меня», «ждут меня» – это то, чего им не хватает в школе и дома.

«У меня нет друзей» – такая формулировка обозначает кризис и в этой сфере.

14. Моя мать…

«Ей плевать на меня», «занята своим новым мужем», «пьет», «у меня нет матери», «случайно родила меня», «не любит меня», «ненавидит меня», «не справедлива ко мне» – отчаяние, обида, все невысказанные чувства сконцентрированы в этих коротких высказываниях подростков (36%).

Страницы: 1 2 3 4


Физиологический и патологический аффекты
Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли. Приведем схему различительных признаков физиологического и патологического аффектов: Физиологический аффект Патологический аффект 1. Высшая инте ...

Изучение причин девиантного поведения школьников
Каждый девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над однолетками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценк ...

Понятие олигофрении
К олигофрениям относят различные по этиологии и патогенезу случаи врожденного или приобретенного в раннем детстве недоразвития психики, характеризующегося преобладанием интеллектуального дефекта и отсутствием прогредиентности. Психическое недоразвитие при олигофрении носит диффузный, тотальный характер, причем недоразвитие в первую очер ...