Описание проведения методик и анализ результатов обследования
Страница 1

Психологические материалы » Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости) » Описание проведения методик и анализ результатов обследования

Психологическое обследование проводилось индивидуально. Испытуемому предлагалось ответить на два опросника, состоящих из 88 (опросник Шмишека) и 57 вопросов (опросник Айзенка). Инструкция к первой и второй методике предлагалась одинаковая: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные Вам вопросы. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь. Здесь нет правильных и неправильных ответов». Испытуемому были предложены специальные бланки, которые он должен был заполнить, отвечая на вопросы.

Результаты по каждому случаю приводятся ниже:

1. Испытуемый П (первая проба наркотика в 14 лет, стаж употребления 1 год) – диагностирован экзальтированный тип акцентуации характера, для которого характерна лёгкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Ему свойственна высокая контактность, словоохотливость, привязанность к друзьям и зависимость от них. Это является свидетельством эмоциональной незрелости подростка. Так же выявлены высокие показатели по шкале нейротизма, что говорит о чрезмерной эмоциональной неустойчивости испытуемого, склонности к фрустрациям. Тип темперамента – меланхолик низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность чувств при их глубине и устойчивости, быстрая утомляемость.

2. Испытуемый К. (первая проба в 15 лет, стаж 1 год) – циклотимический тип акцентуации характера, характеризующийся сменой периодов ровного настроения с периодами подъёма и субдепрессивными фазами, которые характеризуются сниженным, минорным настроением, чувством вялости и утомлённости, рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих силах. От настроения зависит и самооценка. Так же высокие показатели по шкале нейротизма, свидетельствующие об эмоциональной неустойчивости, возбудимости. По типу темперамента – смешанный тип меланхолик-холерик.

В период подъема настроения – жажда деятельности, повышенная говорливость, желание общаться с друзьями. В дистимной фазе – подавленность, замедленность реакций, раздражительность, уход от контактов.

3. Испытуемый Ж. (первая проба в 14 лет, стаж полгода) – диагностирован демонстративный тип акцентуации характера. Испытуемый характеризуется живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов, некоторой рисовкой (красочно описывал собственный наркотический опыт). Стремится к лидерству, жаждет признания со стороны окружающих, готов постоянно находиться в центре внимания. Завышенная самооценка, самовлюбленность, чрезмерная самоуверенность. Не способен к раскаянию. Психологический механизм защиты – вытеснение и отрицание неприятных переживаний. Тип темперамента – холерик, ему свойственна высокая общительность, активность, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, что усугубляет черты демонстративности и затрудняет психологическую коррекцию.

4. Испытуемый О. (первый опыт в 16 лет, стаж полгода) – диагностирован гипертимический тип акцентуации характера. Большая общительность, чрезмерная активность и самостоятельность, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими, стремление к лидерству, притом неформальному – основные черты этого типа. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а общительность с неразборчивостью в выборе знакомств и увлечений. Склонен экспериментировать, плохо переносит одиночество, жесткую дисциплину, монотонность. Легко осваивается в незнакомой обстановке, но переоценивает свои возможности и строит нереальные планы на будущее.

По типу темперамента – сангвиник, высокие показатели по шкале экстраверсии подтверждают высокую активность и общительность испытуемого, а также ему свойственную необязательность, неразборчивость, поверхностность во всем.

5. Испытуемый Д. (первый опыт в 14 лет, стаж 1,5 года) – Возбудимый тип акцентуации. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, грубость, занудство. Претендует на роль лидера в группе. Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив, склонен к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной провоцирующей стороной. Низкая контактность в общении, может быть властным, выбирая для общения более слабых. По типу темперамента – холерик. Высокий уровень психической активности, энергичность действий, резкость, стремительность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю.

Страницы: 1 2


Первый этап развития бихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Торндайк)
Основателем бихевиористской концепции является Д. Уотсон. Уотсон делала акцент на видимом поведении, он считал, что видимое поведение, а не внутренний опыт, является надежным источником информации. Эта сосредоточенность на видимых событиях было не чем иным как реакцией в противовес акценту структуралистов на интроспекцию. Бихевиористы т ...

Стратегии исследования психического развития ребенка
Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке. Это полностью относится и к детской психологии, где уровень теории формирует цели и задачи этой науки. Сначала задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. К ...

Становление понятия деятельности в истории научной школы Л.С. Выготского.
1. Прежде всего следует иметь в виду, что Л.С. Выготского отличало четкое марксистское историко-социологическое понимание деятельности и ее роли в общественно-историческом развитии человека. Это понимание сложилось у него еще до разработки культурно-исторической теории и выразилось, в частности, в его подходе к социогенезу психических ф ...