Психологические синдромы младшего школьного возраста. Что такое психическое здоровье детей?
Страница 1

Психологические материалы » Психологический синдром детей младшего школьного возраста » Психологические синдромы младшего школьного возраста. Что такое психическое здоровье детей?

Первые попытки описания психического здоровья относятся к очень давним временам. Это хорошо известно из истории психологии.

На всем протяжении развития эволюционного учения в нём боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твёрдым законам, обусловленным действием врождённой программы, и другая, для которой развитие – результат воздействия внешней среды, приводящей к появлению качественного нового.

А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические походы, объясняющие развитие человека, выделяет те, в которых укладываются множество отдельных теорий и концепций.

Во-первых, это биогенетичекий

подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Во-вторых, это социогенетический

подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоение им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок ценностных ориентаций…».

Учеными отмечается условность такого деления, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести в чистом виде ни к одному из указанных подходов.

Очевидно, что онтогенез

человека разворачивается в культурном (шире - социальном) пространстве и в некотором историческом промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, причём не только с целью приспособление (адаптации), но и для преобразования, изменение индивидом окружающего пространства. Об этом свидетельствуют факты творческой деятельности. Сам процесс взаимодействия, то есть определенные отношения между индивидом и средой, - это конкретные условия, в которых осуществляется « разветка

» генотипической программы и которые оказывают на неё соответствующие воздействия. Условия как система отношений между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, его результаты будут зависеть, главным образом, от конкурентных условий, в которые попадает данный индивид. И в первую очередь это будет сказываться на формировании тех психологических новообразований, которые в меньшей степени обусловлены программной развития, заложенной в генотипе. Таким образом, понятной ведущая роль системы отношений между индивидом и средой для психологического развития человека, а культурно-исторической концепции

Л.С. Выготского принадлежит неоспоримым приоритет во введении этого понятия в психологию развития.

С другой стороны, для всестороннего понимания психического развития важно приложение разработанного Б.Г. Ананьевым комплексного подхода,

ориентированного на разностороннее рассмотрение многоуровневой, системой организации структуры человека. Такое соединение естественнонаучного и культурно-исторического взглядов в максимальной степени охватывает все стороны стороны процесса психического развития.

Для понимания механизма психического развития ребёнка, его значения в ходе психологического развития можно выделить основные составляющие.

Первым основным понятием механизма психологического развития является так называемая социальная ситуация развития ребёнка. Это та конкретная форма значимых для ребёнка отношений, в которых он находятся с окружающей его действительность.

Социальная ситуация развития-

сложившаяся система взаимоотношений ребёнка со взрослыми- это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих при развитии ребёнка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет форму и пути развития ребёнка, виды его деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качество, образ жизни. Каждый возраст характеризуется специфические, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразование, которые являются результатом возрастного развития ребёнка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и формируется ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность-

это та деятельность ребёнка в рамках социальной ситуации развития, выполнения которой определяет возникновение и формирования у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Страницы: 1 2 3 4


Конституционная теория У. Шелдона
Теория У. Шелдона выстроена более основательно. Являясь изначально противником типологического подхода, автор выдвигал идею дименсиональности, т.е. непрерывной количественной распределенной в массе людей любого измеряемого признака: как телесного, так и психологического. Однако в результате исследования он также пришел к фактически типо ...

Исследование уровня развития общих способностей детей младшего школьного возраста. Методика определения общих способностей у детей младшего школьного возраста
Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходимые для разных видов конкретной человеческой деятельности (работы на разных участках общественного производства, науки, культуры), и развить соответствующие психические качества. Значение периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке более общих, ...

8. К общему отдыху
4,5 4,1 4,1 4,2 ...