Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Психологические материалы » Возрастная психология » Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза юношеский возраст был определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек. Это возраст , когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, в котором осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деятельности.

Наблюдение - один из главных методов в возрастной психологии, так как обычно используется в психолого-педагогическом исследовании (в учебно-воспитательной работе с детьми) имеет множество вариантов (до 6). Обычно в совокупности они позволяют получить достаточно разнообразную и очень достоверную информацию.

Наблюдение педагогу-психологу необходимо вести целенаправленно, по определенному плану и программе, разработанными заранее. Прежде чем начать наблюдать необходимо, установить цель наблюдения (ради чего оно осуществляется); выбрать объект (один человек или группа); сделать предварительный прогноз, какие результаты оно должно дать. Для того, чтобы получить эти результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись регулярно, и систематично (дети растут, меняется их психика и поведение и если, например, пропустить без наблюдения один месяц в младенчестве, а 2-3 месяца в раннем детстве, то получится очень ощутимый пробел в истории индивидуального развития ребенка.

Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, находится в прямой зависимости от их возраста.

В период от рождения до 2-3 месяцев (новорожденность) наблюдения необходимо проводить ежедневно с фиксацией данных.

2-3м. до 1 года (младенчество) - один раз в неделю.

1г.-3 лет (раннее детство) - один раз в месяц.

3г.-6,7 лет - раз в полгода, с участием психолога.

6,7-11,12 лет (младший школьный) раз в год, с участием психолога.

Чем более ранний возраст мы берем у ребенка для наблюдения, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями, т.к. чем моложе ребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.

Текущие наблюдения должны быть научными и сопровождаться ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.


Характеристика кризиса семи лет
В качестве основной психологической характеристики выделяется "потеря непосредственности", которая, с одной стороны, характеризуется манерничаньем и кривлянием, т. е. неестественностью поведения, с другой — возникновением форм поведения, опосредствованных правилами и нормами, т. е. произвольностью. По Л.С. Выготскому, К. с. л. ...

Общее Описание Типов
Экстравертированный тип . Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общ ...

Наблюдения и условия эффективности восприятия
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей ...