Психологический анализ кризисов возрастного развития

Психологические материалы » Возрастная психология » Психологический анализ кризисов возрастного развития

кризисом детства» - быстрой динамикой развития педагогической системы, удлинением детства, «размыванием» ранее устойчивых возрастных ориентиров (Д.Б. Эльконин). Меняются требования общества к отдельным возрастным периодам и, как следствие, переопределяются задачи развития возрастов. С изменением психологического содержания стабильных периодов с неизбежностью меняется и содержание критических. Разнообразие педагогической практики и изменение продолжительности отдельных этапов детской жизни удлиняет и нагружает новыми задачами переходы между отдельными стабильными возрастными периодами.

Сложившаяся система периодизации детского развития требует, таким образом, содержательной ревизии и нового понимания содержания и внутренней структуры переходных (критических) возрастов.

В культурно-исторической парадигме представление о развитии как диалектическом процессе имплицитно включает представление о скачках, революционных сдвигах, кризисах . В этой логике понятие « кризис » суть производное от понятия « развитие ».

Для психологического анализа кризисов недостаточно глобального мета-предметного представления. Оно задает направление анализа переходных возрастов, но не объясняет самого механизма перехода. Общефилософский контекст лишь постулирует факт необходимости кризиса как следствия введения представления о развитии .

В условиях интенсивного развития практики образования симптоматика критических возрастов теряет свою наглядность и однозначность. Необходимой для развития психологической науки и психолого-педагогической практики является разработка целостной концепции возрастных переходов, вскрывающей их внутреннее содержание и обосновывающей их необходимость.

Методологическим основанием исследования является культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования. Настоящая работа задает содержательный контекст исследования кризисов возрастного развития как предмета психологического анализа и потому является введением в психологию критических возрастов.


Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот п ...

Развитие советской педологии
Другим важным научно-практическим направлением, существенно определявшим картину развития психологического знания в послереволюционный период, являлась педология. В России истоки педологического движения восходят к началу XX в. и представлены работами А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурского, Н.Е. Румянцева, И.А. Сикорского, К.И. П ...

Я-концепция в различных психологических теориях
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я – концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я – сознающее и Я – как – объект. Это – две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я – сознающее), а др ...