Особенности развития Я-концепции в младенчестве
Ж. Пиаже сделал вывод о том, что мышление ребенка формируется прежде, чем становится речевым. Он выделил операции как определенные логически выстроенные структуры мышления. Их преобразование и развитие составляют содержание интеллектуального развития детей. Ж. Пиаже ввел такое понятие, как «схемы» – способы адаптации человека к окружающему миру посредством мышления и поведения. Как отдельная единица схема включает в себя элементарные движения и сложные двигательные навыки и умения в сочетании с умственными действиями.
Существуют когнитивные концепции Д. С. Брунера и Ж. Пиаже. Согласно концепции Д. С. Брунера для познания мира существует два способа – чувственный и двигательный. Ничто не может включиться в мысль, не пройдя в чувства и двигательную активность. Он говорит о сенсомоторном отображении, которое развивается в течение всей жизни человека, но на первых годах жизни является ведущим. Сначала мир представлен с помощью образов, затем – в виде символов. Образы и символы организуют представления (уровень 5—6-летнего возраста). Мир понятий на основе обобщений доступен подросткам. В этом случае развитие мышления связано с развитием речи.
Наиболее подробная концепция развития ребенка принадлежит Ж. Пиаже. Мышление развивается во взаимодействии со средой, когда ребенок пытается адаптироваться к изменениям.
Поэтому внешнее воздействие или среда изменяют схемы активности ребенка. Существует три механизма, которые позволяют ребенку адаптироваться:
1) ассимиляция (умение ребенка приспосабливаться, проявляющееся на основе уже имеющихся навыков, и умение действовать с новыми, еще не известными предметами);
2) аккомодация (стремление ребенка изменить прежние умения и навыки в тот момент, когда меняются условия);
3) равновесие (в результате механизмов аккомодации вновь устанавливается равновесие между психикой и поведением ребенка, проявляющееся в том, что ребенок имеет определенные умения и навыки и может применять их в данных условиях).
Портрет психологически здорового человека.
Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым людям. Такие описания можно найти, в частности, у представителей гуманистического направлений психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Например, А. Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:
· На ...
Теоретический обзор научной литературы по проблеме стереотипов восприятия
подростками взрослых. Социальный стереотип как
психологическое явление
Впервые термин "стереотип" был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман. В своей работе "Общественное мнение" ( ...
Личностная адаптация
Сохранение здоровья и ощущение благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной и природной среде, при непрерывно протекающих процессах адаптации. Подчеркнем принципиальное значение активности личности и соотношения активности и адаптированности для всей целостной картины преодоления жизненных трудностей, решения ...
