Анализ результатовСтраница 1
На основе сравнения результатов данного исследования и результатов подобных исследований в 90-х гг. удалось составить обобщенный портрет современной учащейся молодежи, выделить общие и различные компоненты в ценностно-ориентационном блоке современной учащейся молодежи, выявить и обосновать круг проблем. Так, установлено, что в ценностном сознании современной учащейся молодежи существует общее ценностно-мотивационное ядро, базовые жизненные ценности (семья, друзья, круг общения, досуг) обладают среди современных молодых людей достаточной стабильностью и устойчивостью, в отличие от ценностей социально-политических.
Обнаружено, что характеристика личностных подструктур современной молодежи за последнее десятилетие претерпела трансформацию по нескольким направлениям: повышается прагматизированность и рациональность современной учащейся молодежи; обнаружен существенный дисбаланс в соотношении личностного и общественного в мотивации деятельности и поведения. Современный молодой человек ориентирован в основном «на себя», на свои успехи в жизни; наблюдается снижение уровня гражданственности, социальной ответственности, политической активности. В юношеской среде имеет место чувство неуверенности в завтрашнем дне, раздражения, тревожности, возникает ориентация на агрессивность как личностное качество, необходимое в борьбе за престижное место, усиливаются тенденции психологической защиты.
На основе анализа и обобщения результатов методики «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и «Культурно-ценностный дифференциал» выявлено, что в ценностно-ориентационном блоке русских и калмыков наряду с общими чертами существуют значимые особенности.
Таблица 1. Системы ценностных ориентаций у русских в возрасте 17–19 лет
Ранг ценности |
«ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» |
Ранг ценности |
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» |
1 |
ЗДОРОВЬЕ |
1 |
АККУРАТНОСТЬ |
2 |
НАЛИЧИЕ ВЕРНЫХ И ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ |
2 |
ВОСПИТАННОСТЬ |
3 |
ЛЮБОВЬ |
3 |
ЧЕСТНОСТЬ |
4 |
ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА |
4 |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
5 |
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ |
5 |
ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ |
6 |
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
6 |
ОБРАЗОВАННОСТЬ |
7 |
МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ |
7 |
САМОКОНТРОЛЬ |
8 |
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ |
8 |
ТРУДОЛЮБИЕ |
9 |
ПОЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
9 |
НЕЗАВИСИМОСТЬ |
10 |
ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЙ |
10 |
СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ |
11 |
АКТИВНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ |
11 |
НЕПРИМИРИМОСТЬ К СВОИМ И ЧУЖИМ НЕДОСТАТКАМ |
12 |
СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ И ПОСТУПКОВ |
12 |
ТВЕРДАЯ ВОЛЯ |
13 |
СПОКОЙСТВИЕ В СТРАНЕ, МИР |
13 |
ЧУТКОСТЬ |
14 |
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
14 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ |
15 |
РАВЕНСТВО В ВОЗМОЖНОСТЯХ |
15 |
РАЦИОНАЛИЗМ (УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОБДУМАННЫЕ РЕШЕНИЯ) |
16 |
НЕЗАВИСИМОСТЬ СУЖДЕНИЙ И ОЦЕНОК |
16 |
ТЕРПИМОСТЬ К МНЕНИЯМ ДРУГИХ |
17 |
КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА |
17 |
ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ |
18 |
ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ |
18 |
ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ |
Значение Я – концепции
Я – концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Одн ...
Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения
Одной из важных характеристик учебной деятельности является мотивация. Она влияет не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. «Мотивация учения складывается их ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потр ...
Схема психологического изучения личности интересующего лица
Психологическое изучение личности интересующего лица включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мыш ...