Анализ результатовСтраница 1
На основе сравнения результатов данного исследования и результатов подобных исследований в 90-х гг. удалось составить обобщенный портрет современной учащейся молодежи, выделить общие и различные компоненты в ценностно-ориентационном блоке современной учащейся молодежи, выявить и обосновать круг проблем. Так, установлено, что в ценностном сознании современной учащейся молодежи существует общее ценностно-мотивационное ядро, базовые жизненные ценности (семья, друзья, круг общения, досуг) обладают среди современных молодых людей достаточной стабильностью и устойчивостью, в отличие от ценностей социально-политических.
Обнаружено, что характеристика личностных подструктур современной молодежи за последнее десятилетие претерпела трансформацию по нескольким направлениям: повышается прагматизированность и рациональность современной учащейся молодежи; обнаружен существенный дисбаланс в соотношении личностного и общественного в мотивации деятельности и поведения. Современный молодой человек ориентирован в основном «на себя», на свои успехи в жизни; наблюдается снижение уровня гражданственности, социальной ответственности, политической активности. В юношеской среде имеет место чувство неуверенности в завтрашнем дне, раздражения, тревожности, возникает ориентация на агрессивность как личностное качество, необходимое в борьбе за престижное место, усиливаются тенденции психологической защиты.
На основе анализа и обобщения результатов методики «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и «Культурно-ценностный дифференциал» выявлено, что в ценностно-ориентационном блоке русских и калмыков наряду с общими чертами существуют значимые особенности.
Таблица 1. Системы ценностных ориентаций у русских в возрасте 17–19 лет
|
Ранг ценности |
«ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» |
Ранг ценности |
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» |
|
1 |
ЗДОРОВЬЕ |
1 |
АККУРАТНОСТЬ |
|
2 |
НАЛИЧИЕ ВЕРНЫХ И ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ |
2 |
ВОСПИТАННОСТЬ |
|
3 |
ЛЮБОВЬ |
3 |
ЧЕСТНОСТЬ |
|
4 |
ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА |
4 |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
|
5 |
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ |
5 |
ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ |
|
6 |
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
6 |
ОБРАЗОВАННОСТЬ |
|
7 |
МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ |
7 |
САМОКОНТРОЛЬ |
|
8 |
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ |
8 |
ТРУДОЛЮБИЕ |
|
9 |
ПОЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
9 |
НЕЗАВИСИМОСТЬ |
|
10 |
ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЙ |
10 |
СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ |
|
11 |
АКТИВНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ |
11 |
НЕПРИМИРИМОСТЬ К СВОИМ И ЧУЖИМ НЕДОСТАТКАМ |
|
12 |
СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ И ПОСТУПКОВ |
12 |
ТВЕРДАЯ ВОЛЯ |
|
13 |
СПОКОЙСТВИЕ В СТРАНЕ, МИР |
13 |
ЧУТКОСТЬ |
|
14 |
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
14 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ |
|
15 |
РАВЕНСТВО В ВОЗМОЖНОСТЯХ |
15 |
РАЦИОНАЛИЗМ (УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОБДУМАННЫЕ РЕШЕНИЯ) |
|
16 |
НЕЗАВИСИМОСТЬ СУЖДЕНИЙ И ОЦЕНОК |
16 |
ТЕРПИМОСТЬ К МНЕНИЯМ ДРУГИХ |
|
17 |
КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА |
17 |
ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ |
|
18 |
ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ |
18 |
ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ |
Эволюция представлений о темпераменте
а) Гален и Гиппократ
К важнейшим открытиям этих врачей, усовершенствовавших технику изучения организма, включая головной мозг, относится установление различий между чувствительными и двигательными нервами. Открытие было забыто, но через две с лишним тысячи лет сделано вновь, став основой важнейшего для физиологии и психологии учения о ...
Дезадаптация.
Н.Г.Лусканова, И.А.Коробейников рассматривают школьную дезадаптацию как совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, владение которой по ряду причин становится затруднительным или в крайних случаях невозможен. /12/
Н.Л.С ...
Интерес как механизм учебной мотивации
Мотивация- это загадка, сюрприз, удивление ученика с целью обеспечения интереса к уроку и развития любознательности. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов для деятельности младшего школьника является интерес, т. е. реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочно ...
