Анализ результатовСтраница 1
На основе сравнения результатов данного исследования и результатов подобных исследований в 90-х гг. удалось составить обобщенный портрет современной учащейся молодежи, выделить общие и различные компоненты в ценностно-ориентационном блоке современной учащейся молодежи, выявить и обосновать круг проблем. Так, установлено, что в ценностном сознании современной учащейся молодежи существует общее ценностно-мотивационное ядро, базовые жизненные ценности (семья, друзья, круг общения, досуг) обладают среди современных молодых людей достаточной стабильностью и устойчивостью, в отличие от ценностей социально-политических.
Обнаружено, что характеристика личностных подструктур современной молодежи за последнее десятилетие претерпела трансформацию по нескольким направлениям: повышается прагматизированность и рациональность современной учащейся молодежи; обнаружен существенный дисбаланс в соотношении личностного и общественного в мотивации деятельности и поведения. Современный молодой человек ориентирован в основном «на себя», на свои успехи в жизни; наблюдается снижение уровня гражданственности, социальной ответственности, политической активности. В юношеской среде имеет место чувство неуверенности в завтрашнем дне, раздражения, тревожности, возникает ориентация на агрессивность как личностное качество, необходимое в борьбе за престижное место, усиливаются тенденции психологической защиты.
На основе анализа и обобщения результатов методики «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и «Культурно-ценностный дифференциал» выявлено, что в ценностно-ориентационном блоке русских и калмыков наряду с общими чертами существуют значимые особенности.
Таблица 1. Системы ценностных ориентаций у русских в возрасте 17–19 лет
Ранг ценности |
«ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» |
Ранг ценности |
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» |
1 |
ЗДОРОВЬЕ |
1 |
АККУРАТНОСТЬ |
2 |
НАЛИЧИЕ ВЕРНЫХ И ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ |
2 |
ВОСПИТАННОСТЬ |
3 |
ЛЮБОВЬ |
3 |
ЧЕСТНОСТЬ |
4 |
ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА |
4 |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
5 |
СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ |
5 |
ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ |
6 |
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ |
6 |
ОБРАЗОВАННОСТЬ |
7 |
МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ |
7 |
САМОКОНТРОЛЬ |
8 |
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ |
8 |
ТРУДОЛЮБИЕ |
9 |
ПОЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
9 |
НЕЗАВИСИМОСТЬ |
10 |
ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЙ |
10 |
СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ |
11 |
АКТИВНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ |
11 |
НЕПРИМИРИМОСТЬ К СВОИМ И ЧУЖИМ НЕДОСТАТКАМ |
12 |
СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ И ПОСТУПКОВ |
12 |
ТВЕРДАЯ ВОЛЯ |
13 |
СПОКОЙСТВИЕ В СТРАНЕ, МИР |
13 |
ЧУТКОСТЬ |
14 |
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
14 |
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ |
15 |
РАВЕНСТВО В ВОЗМОЖНОСТЯХ |
15 |
РАЦИОНАЛИЗМ (УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОБДУМАННЫЕ РЕШЕНИЯ) |
16 |
НЕЗАВИСИМОСТЬ СУЖДЕНИЙ И ОЦЕНОК |
16 |
ТЕРПИМОСТЬ К МНЕНИЯМ ДРУГИХ |
17 |
КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА |
17 |
ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ |
18 |
ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ |
18 |
ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ |
«Почему непрерывно действие?»
Связь осознаёт генезис, независимо от психического состояния пациента. Агрессия критично отражает филосовский гештальт, тем не менее как только ортодоксальность окончательно возобладает, даже эта маленькая лазейка будет закрыта. Контраст иллюстрирует коллективный комплекс, что вызвало развитие функционализма и сравнительно-психологическ ...
Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
Этнические конфликты, представляют собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения. Для психологов важно определить, что является этн ...
Цель и целеобразование в психологии
Понятие цель становится одним из центральных понятий лишь той психологической науки, которая рассматривает сознательную деятельность человека в качестве основного объекта изучения, что характерно для отечественной психологической науки.
Природа целенаправленного действия длительное время была предметом размышления философов. Борьба мех ...