Понятие задачи. Задача как проблема. Логика вопросов и ответов.
Страница 3

Психологические материалы » Теория аргументации » Понятие задачи. Задача как проблема. Логика вопросов и ответов.

1. Готовясь к беседе, необходимо заранее написать план беседы и отработать наиболее важные формулировки.

2. Необходимо опираться в своей беседе на особенности психологии диалогового отношения между людьми: неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, а начало и конец беседы должны быть положительными.

3. Нужно постоянно помнить о движущих мотивах действий собеседника, его интересах, ожиданиях, позициях, чувстве собственного достоинства, самолюбии.

4. Свои мысли и предложения следует излагать кратко, ясно и понятно.

5. Никогда и ни в какой ситуации не оскорблять собеседника, стараться быть с ним вежливым, предупредительным, тактичным и деликатным.

6. Никогда не относиться к другим людям пренебрежительно.

7. Комплименты необходимо употреблять умеренно.

8. Всегда, когда есть возможность, необходимо признавать правоту своего собеседника.

9. Необходимо всегда стремиться избегать пустого разговора, отвлечений на посторонние темы и всего того, что нарушает логический ход беседы.

Рекомендации в отношении логики диалога имеют следующий вид:

1. Вопросы должны всегда ставиться правильно (корректно).

2. На уточняющие вопросы должны быть предусмотрены альтернативные ответы: "Да" или "Нет".

3. Вопросы должны формулироваться кратко и ясно.

4. Если вопрос сложный, его целесообразно разбивать на простые и указывать при этом все возможные альтернативы.

5. Стараться избегать риторических вопросов, ибо это вовсе и не вопросы, а сами суждения, имеющие определенный утвердительный, или отрицательный смысл.

6. Уметь пользоваться с целью выявления скрытой информации вопросами улавливающего ("провокационного") типа.

7. Стараться избегать тех вопросов, в которых используются неизвестные вашему собеседнику смыслы и значения.

8. Нельзя формулировать вопросы на основе бессмысленной, недоопределенной и ложной информации, а также пользоваться тавтологическими приемами.

И, наконец, подчеркнем особую важность учета юристом прагматического аспекта диалога. Коротко говоря, суть этого момента может быть выражена в виде следующего афоризма: "Один дурак может столько вопросов назадавать, что и сто умных на них не ответят".

В подобных ситуациях совет для собеседников может быть только таков: на "дурацкие" вопросы лучше вообще не отвечать, ибо, коль скоро "каков вопрос – таков и ответ", ответ в этом случае также будет "дурацким".

В качестве примера "как надо задавать вопросы" приведем логику постановки вопросов в процессе судопроизводства.

Подчеркнем, что в судопроизводстве вопросно-ответная форма применяется в качестве процессуально-правового алгоритма, определяющего основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.

Так, при постановлении приговора суд в совещательной комнате должен ответить на следующие вопросы:

1. Имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый?

2. Содержит ли это деяние состав преступления, и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?

3. Совершил ли это деяние подсудимый?

4. Виновен ли подсудимый в совершении этого преступления?

5. Подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление?

6. Какое именно наказание должно быть назначено подсудимому и подлежит ли оно отбытию подсудимым?

Страницы: 1 2 3 


Ценностные ориентации в семейной жизни
Ценности человека определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро жизненной активности человека. Исследования показывают, что ценности современных супругов сильно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачны ...

Понятие дыхательных психотехник
Дыхательные практики зародились много тысяч лет назад на Востоке: в Индии - Пранаяма, в Китае – Ци-гун, в Средней Азии - суфийские дыхательные практики, в Тибете – дыхательные практики буддизма Ваджраяны. Как правило, они являлись неотъемлемой частью духовных традиций. В ХХ веке восточные духовные традиции начали проникать на Запад. Ув ...

Психолого-педагогические проблемы толерантности
Педагогическая толерантность, по мнению М. Бубера, имеет противоречивую сущность. С одной стороны, отношение воспитанника и воспитателя, как и все отношения в мире Я-Ты, отличаются взаимностью: «Наши ученики воспитывают нас, наши произведения создают нас. «Дурной» человек, если его коснулось святое основное слово, превращается в дарующе ...