Понятие задачи. Задача как проблема.
Логика вопросов и ответов.Страница 3
1. Готовясь к беседе, необходимо заранее написать план беседы и отработать наиболее важные формулировки.
2. Необходимо опираться в своей беседе на особенности психологии диалогового отношения между людьми: неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, а начало и конец беседы должны быть положительными.
3. Нужно постоянно помнить о движущих мотивах действий собеседника, его интересах, ожиданиях, позициях, чувстве собственного достоинства, самолюбии.
4. Свои мысли и предложения следует излагать кратко, ясно и понятно.
5. Никогда и ни в какой ситуации не оскорблять собеседника, стараться быть с ним вежливым, предупредительным, тактичным и деликатным.
6. Никогда не относиться к другим людям пренебрежительно.
7. Комплименты необходимо употреблять умеренно.
8. Всегда, когда есть возможность, необходимо признавать правоту своего собеседника.
9. Необходимо всегда стремиться избегать пустого разговора, отвлечений на посторонние темы и всего того, что нарушает логический ход беседы.
Рекомендации в отношении логики диалога имеют следующий вид:
1. Вопросы должны всегда ставиться правильно (корректно).
2. На уточняющие вопросы должны быть предусмотрены альтернативные ответы: "Да" или "Нет".
3. Вопросы должны формулироваться кратко и ясно.
4. Если вопрос сложный, его целесообразно разбивать на простые и указывать при этом все возможные альтернативы.
5. Стараться избегать риторических вопросов, ибо это вовсе и не вопросы, а сами суждения, имеющие определенный утвердительный, или отрицательный смысл.
6. Уметь пользоваться с целью выявления скрытой информации вопросами улавливающего ("провокационного") типа.
7. Стараться избегать тех вопросов, в которых используются неизвестные вашему собеседнику смыслы и значения.
8. Нельзя формулировать вопросы на основе бессмысленной, недоопределенной и ложной информации, а также пользоваться тавтологическими приемами.
И, наконец, подчеркнем особую важность учета юристом прагматического аспекта диалога. Коротко говоря, суть этого момента может быть выражена в виде следующего афоризма: "Один дурак может столько вопросов назадавать, что и сто умных на них не ответят".
В подобных ситуациях совет для собеседников может быть только таков: на "дурацкие" вопросы лучше вообще не отвечать, ибо, коль скоро "каков вопрос – таков и ответ", ответ в этом случае также будет "дурацким".
В качестве примера "как надо задавать вопросы" приведем логику постановки вопросов в процессе судопроизводства.
Подчеркнем, что в судопроизводстве вопросно-ответная форма применяется в качестве процессуально-правового алгоритма, определяющего основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.
Так, при постановлении приговора суд в совещательной комнате должен ответить на следующие вопросы:
1. Имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый?
2. Содержит ли это деяние состав преступления, и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?
3. Совершил ли это деяние подсудимый?
4. Виновен ли подсудимый в совершении этого преступления?
5. Подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление?
6. Какое именно наказание должно быть назначено подсудимому и подлежит ли оно отбытию подсудимым?
Значимость любви как социального и психологического явления для
общественной жизни
Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что стабильные отношения люди ценят больше даже таких значимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, отличаются наличием у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений. Более того, счастливыми с ...
Личностная характеристика коммуникативно-педагогической толерантности. Взаимосвязь педагогической толерантности с качествами личности
по Кеттеллу
Для изучения личности учителя использовалась методика 16PF Кэттелла. Необходимо выяснить какова характеристика личности учителя с толерантным-интолерантным поведением (см. рис. 13, приложение 10).
Рис. 13. Взаимодействие показателей коммуникативно-педагогической
толерантности с качествами личности
КПТ – коммуникативно-педагогичес ...
Портрет психологически здорового человека.
Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым людям. Такие описания можно найти, в частности, у представителей гуманистического направлений психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Например, А. Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:
· На ...
