[an error occurred while processing the directive]

Понятие задачи. Задача как проблема. Логика вопросов и ответов.
Страница 1

Психологические материалы » Теория аргументации » Понятие задачи. Задача как проблема. Логика вопросов и ответов.

Понятие "задача" относится к числу так называемых интуитивно-ясных понятий. Во всяком случае, распространенное представление на этот счет таково: "Задача есть то, что требует исполнения, разрешения".[1] Можно указать и на такое "крылатое" выражение, принадлежащее К. Марксу: "Задача, которую не надо решать, не есть вовсе задача".

Решение любой задачи проходит ряд последовательных этапов. Вот один из таких, наиболее типичных, вариантов процесса решения задачи:

1. Первый этап. Здесь обычно задаются следующие вопросы:

- Какова форма задачи (на поиск результата или на поиск доказательства ориентирована данная задача)?

- Какие объекты необходимо при этом рассмотреть?

- Какую информацию несет каждый структурный элемент задачи?

- Какие рассматриваются структурные связи?

- Каково содержание задачи в целом?

- Что при этом является неизвестным?

2. Второй этап. Здесь обычно связывают воедино получаемые ответы на вышеназванные вопросы и составление необходимого плана решения задачи.

3. Третий этап. Здесь обычно осуществляется реализация указанного выше плана решения задачи.

4. Четвертый этап. Здесь обычно исследуется полученное решение с целью проверки его на полноту и обоснованность.

Особым типом задач являются так называемые проблемы, или задачи-проблемы. Предварительные пояснения в отношении задач-проблем были даны ранее.

Отметим, что слово "проблема" (от греч. Problema - "задача", "задание") означает "задача", "трудность", "вопрос". Часто проблема определяется как противоречие между теорией и новым, не объясняемым на ее основе фактом. Однако проблема так же часто определяется и по другому: один и тот же факт получает одновременные противоречивые объяснения, причем, оба эти объяснения принимаются как истинные (парадокс). И, наконец, под проблемой можно понимать ситуацию, когда вообще не имеется для нее объяснения в принципе.

Все названные выше три ситуации в логике и образуют тот особый тип задач, который получил название проблемы. Специфика ситуации заключается здесь в том, что приходится решать не всю означенную проблему, которая в принципе никогда не может получить полного решения, а только лишь ее отдельные частные случаи. Например, философская проблема достижения бессмертия человека решается лишь как частная задача увеличения долголетия отдельно взятых жизней конкретных людей; проблема повышения уровня жизни на практике сводится или к повышения величины заработной платы, или к способам получения иных средств для обеспечения биологической жизнедеятельности человека, или к сокращению непроизводительных затрат на процесс жизнеобеспечения людей и т.д.

Заметим, что любое действительное познание начинается не с фактов (как обычно принято думать), а с выявления проблемы и с кристаллизации веры в необходимость и возможность ее решения.

Все задачи-проблемы имеют общие черты:

а) неповторимость (уникальность) выбора ситуации;

б) сложный характер альтернатив;

в) неопределенность последствий принимаемых решений;

г) наличие множества самых различных факторов, принимаемых во внимание;

д) наличие лица или группы лиц, принимающих решение.

Все многообразие задач-проблем, как нетрудно увидеть, может быть распределено на три группы:

а) Проблемы четко и ясно качественно структурированные и количественно сформулированные;

б) Проблемы нечетко и неясно качественно структурированные и количественно сформулированные;

в) Проблемы совсем не структурированные и не сформулированные.

В юридически-правовой практике чаще других приходится иметь дело с нечетко структурированными и с нелепо сформулированными задачами-проблемами.

В этой связи укажем на наиболее распространенные характеристики (особенности) проблем этого вида:

- принимаемые решения обычно относятся к какому-то будущему времени;

- как правило, имеется широкий диапазон альтернатив;

- решения сильно зависят от текущей неполноты технологических достижений;

- принимаемые решения требуют больших материальных и интеллектуальных вложений и содержат серьезные элементы риска;

- не полностью определены требования, относящиеся к стоимости необходимых работ и времени решения проблемы;

- проблема внутренне сложна вследствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов.

Как уже подчеркивалось выше, подходы к решению проблемы, в конечном счете, сводятся к постановке "ключевых" вопросов и к поиску ответов на них. Что же такое вопрос в его логическом аспекте?

Вопрос есть выраженная в форме вопросительного предложения мысль, направленная на уточнение или дополнение некоторого первоначального знания[2].

Страницы: 1 2 3


Свойства темперамента.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после ро ...

Управленческие технологии. Формы управленческого общения.
Управленческое общение – это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи. Формы управленческого общения: ü субординационная – это общение между руководителями и подчиненными, в основу которых положены административно – правовые нормы. Эта форма общения может носить линейный хара ...

Методы разрешения конфликтов и их последствия
В конфликтной ситуации противники могут агрессивно атаковать друг друга, уклоняться от столкновения, отступать, сдавая позиции одну за другой, прятаться, а то и полностью «менять окраску». Зачастую для ведения боевых действий образуются мощные союзы. Но никто не доказал, что нет неразрешимых конфликтов, которые нельзя разрешить без прим ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]