Понятие задачи. Задача как проблема.
Логика вопросов и ответов.Страница 1
Понятие "задача" относится к числу так называемых интуитивно-ясных понятий. Во всяком случае, распространенное представление на этот счет таково: "Задача есть то, что требует исполнения, разрешения".[1] Можно указать и на такое "крылатое" выражение, принадлежащее К. Марксу: "Задача, которую не надо решать, не есть вовсе задача".
Решение любой задачи проходит ряд последовательных этапов. Вот один из таких, наиболее типичных, вариантов процесса решения задачи:
1. Первый этап. Здесь обычно задаются следующие вопросы:
- Какова форма задачи (на поиск результата или на поиск доказательства ориентирована данная задача)?
- Какие объекты необходимо при этом рассмотреть?
- Какую информацию несет каждый структурный элемент задачи?
- Какие рассматриваются структурные связи?
- Каково содержание задачи в целом?
- Что при этом является неизвестным?
2. Второй этап. Здесь обычно связывают воедино получаемые ответы на вышеназванные вопросы и составление необходимого плана решения задачи.
3. Третий этап. Здесь обычно осуществляется реализация указанного выше плана решения задачи.
4. Четвертый этап. Здесь обычно исследуется полученное решение с целью проверки его на полноту и обоснованность.
Особым типом задач являются так называемые проблемы, или задачи-проблемы. Предварительные пояснения в отношении задач-проблем были даны ранее.
Отметим, что слово "проблема" (от греч. Problema - "задача", "задание") означает "задача", "трудность", "вопрос". Часто проблема определяется как противоречие между теорией и новым, не объясняемым на ее основе фактом. Однако проблема так же часто определяется и по другому: один и тот же факт получает одновременные противоречивые объяснения, причем, оба эти объяснения принимаются как истинные (парадокс). И, наконец, под проблемой можно понимать ситуацию, когда вообще не имеется для нее объяснения в принципе.
Все названные выше три ситуации в логике и образуют тот особый тип задач, который получил название проблемы. Специфика ситуации заключается здесь в том, что приходится решать не всю означенную проблему, которая в принципе никогда не может получить полного решения, а только лишь ее отдельные частные случаи. Например, философская проблема достижения бессмертия человека решается лишь как частная задача увеличения долголетия отдельно взятых жизней конкретных людей; проблема повышения уровня жизни на практике сводится или к повышения величины заработной платы, или к способам получения иных средств для обеспечения биологической жизнедеятельности человека, или к сокращению непроизводительных затрат на процесс жизнеобеспечения людей и т.д.
Заметим, что любое действительное познание начинается не с фактов (как обычно принято думать), а с выявления проблемы и с кристаллизации веры в необходимость и возможность ее решения.
Все задачи-проблемы имеют общие черты:
а) неповторимость (уникальность) выбора ситуации;
б) сложный характер альтернатив;
в) неопределенность последствий принимаемых решений;
г) наличие множества самых различных факторов, принимаемых во внимание;
д) наличие лица или группы лиц, принимающих решение.
Все многообразие задач-проблем, как нетрудно увидеть, может быть распределено на три группы:
а) Проблемы четко и ясно качественно структурированные и количественно сформулированные;
б) Проблемы нечетко и неясно качественно структурированные и количественно сформулированные;
в) Проблемы совсем не структурированные и не сформулированные.
В юридически-правовой практике чаще других приходится иметь дело с нечетко структурированными и с нелепо сформулированными задачами-проблемами.
В этой связи укажем на наиболее распространенные характеристики (особенности) проблем этого вида:
- принимаемые решения обычно относятся к какому-то будущему времени;
- как правило, имеется широкий диапазон альтернатив;
- решения сильно зависят от текущей неполноты технологических достижений;
- принимаемые решения требуют больших материальных и интеллектуальных вложений и содержат серьезные элементы риска;
- не полностью определены требования, относящиеся к стоимости необходимых работ и времени решения проблемы;
- проблема внутренне сложна вследствие того, что для ее решения необходимо комбинирование различных ресурсов.
Как уже подчеркивалось выше, подходы к решению проблемы, в конечном счете, сводятся к постановке "ключевых" вопросов и к поиску ответов на них. Что же такое вопрос в его логическом аспекте?
Вопрос есть выраженная в форме вопросительного предложения мысль, направленная на уточнение или дополнение некоторого первоначального знания[2].
Особенности формирования и развития общих способностей у детей младшего
школьного возраста
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становиться стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьной возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Изменение социально ...
Описание методов исследования
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР)
Цель опросника (автор – И.М. Марковская) – выявление особенностей взаимодействия родителей с детьми. Опросник состоит из 60 вопросов, ответ на каждый из них оценивается по 5-бальной системе. Опросник ВРР имеет разные варианты: 1-й вариант для подростков и 2-й для их родителей и 3-й вариа ...
Приложения
Приложение 1
Методика «РОП» Волковой А.Н.
Оснащение:
1. Два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения (см. приложение).
2. Два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это ...
