Проблема классификации межличностных отношений
Страница 1

В работах разных авторов одни и те же отношения обозначаются различными терминами. Это приводит к псевдоразличиям в классификациях видов отношений. Так, например, В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды. Л.Я. Гозман выделяет отношения симпатии и любви, включая уважение в качестве компонента в структуру отношения симпатии. В.В. Столиным эмпирически выделены три биполярные шкалы отношений: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдалённость. А. Кроник и Е. Кроник для обозначения этих же биполярных шкал используют понятия "валентность", "позиция" и "дистанция", также выделяя позитивные-негативные отношения, отношения снизу - отношения сверху, близкие-далёкие отношения. М. Аргайл изучил спектр взаимоотношений, который соответствует таким их видам, как: равенство, подчинение, превосходство и включает: дружеские, враждебные, подчинённые, доминантные, искренние, неискренние, эмпатичные, отчуждённые и другие отношения [22, с. 200-201].

Американский психолог Тимоти Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих (или 16 более подробных, не оправдавших себя на практике) вариантов (тенденций) межличностного поведения [16,73-96]:

Первая тенденция - доминиование. Склонность к руководству, лидерству, независимости, способность брать на себя ответственность, желание иметь вес, значение в глазах других, иметь успех, распоряжаться. Мотивация борьбы, агрессии, застревания. Тщеславный тип лидера.

Вторая тенденция - уверенность в себе, состоятельность. Отражает не только уверенность в себе, но и такие черты характера, как независимость, деловитость, самоуверенность, самовлюблённость, а в крайнем проявлении - эгоистичность и чёрствость. Честолюбивый лидер.

Третья тенденция - консерватизм. Непреклонность, воля, настойчивость. Позволяет предположить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнёра, отсутствие эмпатии. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности, садистских тенденциях. Тип лидера - авторитарный.

Четвёртая тенденция - скептицизм. Независимость, отчуждённость, упрямство, холодность, дистанция в общении. Характеризует недоверчивость, подозрительность, ревность, обидчивость, злопамятность. Негативный, неудавшийся лидер. Всегда в оппозиции.

Пятая тенденция - уступчивость. Комплекс вины и неполноценности, социальная неприспособленность и ущербная самооценка, самобичевание, безынициативность, робость.

Шестая тенденция - зависимость. Незрелость, инфантильность, несамостоятельность, поиск оценки сильных лиц, руководства, помощи, ведомый, антидоминантный.

Седьмая тенденция - конформизм. Ориентация на мнение окружающих, поиск социального одобрения, внушаемость. В коллективе общителен, активно сотрудничает с лидером. Если сам оказывается лидером, то демократического типа.

Восьмая тенденция - отзывчивость. Альтруизм, бескорыстие, жертвенность. Отражает деликатность, нежность, терпимость к недостаткам, умение прощать. Материнский тип отношения с людьми [5, 62-71].

На психограмме тенденции представлены в виде замкнутого континуума, по периметру которого расположены характеристики разных вариантов межличностного поведения. При этом противоположные по своей сути варианты расположены по отношению друг к другу на диаметрально полярных точках окружности.

Л.Н. Собчик модифицировала методику интерперсональной диагностики Т. Лири [30] и выделила восемь "октантов", каждый из которых отражает определённый стиль межличностного взаимодействия индивида со средой [30,76-77] (рисунок 1).

Рисунок 1. Типы межличностных отношений по Л.Н. Собчик

Первые четыре типа межличностных отношений характеризуются преобладанием неконформных тенденций, из них прямолинейно-агрессивный и недоверчивый-скептический - склонностью к конфликтным проявлениям, а властный-лидирующий и независимый-доминирующий - большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта - покорно-застенчивый, зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциальный и ответственно-великодушный - представляют противоположную картину: подчиняемость, неуверенность в себе и конформность (покорно-застенчивый и зависимый-послушный), склонность к компромиссам, конгруэнтность и ответственность в контактах с окружающими (сотрудничающий-конвенциальный и ответственно-великодушный). Степень выраженности того или иного типа межличностных отношений в первую очередь зависит от интенсивности эмоциональной окраски интерперсонального взаимодействия индивида с окружающими его людьми [30, с.82].

Страницы: 1 2


Вступление
Профессиональная деятельность психолога выдвигает особые условия к личности специалиста, призванного предоставлять психологическую помощь человеку в ситуации "невозможности жить", как говорил Ф. Ю. Василюк. Личность практического психолога выступает эталоном психологического здоровья и комфорта и является, по словам Р. Мея, ос ...

Сущность процесса обучения, его принципы и методы.
Теория обучения еще в 17 веке получила название дидактики. После того, как появилась книга Яна Амос-Каменского «Великая Дидактика» (1657 г.) Дидактика в современном понимании представляет собой раздел научного знания, в котором освещаются проблемы образования и обучения. Дидактика выступает с одной стороны – теорией образовательного пр ...

Культурно-историческая психология (научная школа Л. С. Выготского). Становление научной школы Л.С. Выготского
При рассмотрении истории становления научной школы Л.С. Выготского возникает много сложных, касающихся вопросов ее истоков, проблематики, основных понятий, приемлемости позиций различных ее последователей и сторонников. Одним из них можно считать вопрос о том, является ли существенным основанием всей этой школы понятие деятельности . Из ...