Особенности развития личности младшего школьника. Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте
Страница 1

Психологические материалы » Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста » Особенности развития личности младшего школьника. Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений в совокупности своеобразия структуры личности на данном этапе развития.

«Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился сравнительно недавно», - пишет В.В. Давыдов [38,257]. Появление этого возраста, по его мнению, связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного образования и полного среднего образования. Л.С.Выготский не выделяет данный период как отдельный отрезок, по его мнению, он входит в период «школьного возраста», который начинается кризисом 7-ми лет. Д.Б. Эльконин в своей периодизации выделяет такой период, как детство, который в свою очередь делится на дошкольное и младшее школьное детство. Период детства в его периодизации характеризуется достижениями и появлением чувства вины [55,172]. Периодизация ВОЗ этот период определяет, как конец детства, который характеризуется становлением самооценки, развитием социальных связей.

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6 -7 до 9-11 лет [28;38;46]. Начало периода уходит в кризис 7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты детства с особенностями школьника. В этом возрасте возникает новая структура отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется на системы «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Отношение «ребенок - учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок – общество» и начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения с другими детьми [41,267].

Наиболее характерная черта периода состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. В этот возрастной период дети располагают значительными резервами развития. Это время, когда ребенок радикально меняет образ жизни, период приобретения новых и усовершенствование старых навыков [41,270].

В этом возрасте происходят существенные физиологические изменения ребенка во всех органах и тканях тела. Формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной, поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда – его большая гибкость и подвижность.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда – непоседливость младших школьников.

У детей в этом возрасте энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, увеличивается их общая сила. Крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но им сложнее выполнят мелкие движения, требующие точности.

Ребенок интенсивно растет, его сердце хорошо снабжается кровью, поэтому оно сравнительно выносливо. Вес головного мозга заметно увеличивается. Особенно увеличиваются лобные доли, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функциях психической деятельности человека.

Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходят значительные укрепления, как скелетно-мышечной системы, так и сердечно-сосудистой деятельности. Все это важно потому, что начало школьной жизни – это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости [31,65].

Ведущая деятельность этого периода – учение. Она определяет дальнейшее развитие когнитивной сферы ребенка, в частности учебная деятельность требует развития высших психических функций – внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Общие характеристики, которые приобретают эти процессы на данном этапе развития – произвольность, продуктивность и устойчивость.

Страницы: 1 2 3


Особенности профилактики злоупотребления психоактивными веществами
В профилактике злоупотребления ПАВ выделяются три ее вида: профилактики - первичная, вторичная и третичная. Первичная профилактика направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи. Вторичная профилактика - это работа с теми ...

Экспериментальное исследование. Методы и организация экспериментального исследования
Как показал теоретический анализ, система семейных ценностей может меняться в зависимости от «стажа» брака, семьи. Поэтому для исследования системы ценностей супружеской пары нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 супружеских пар. Супруги в возрасте до 40 лет, для всех участников эксперимента брак первый. Продолжит ...

«Почему ненаблюдаемо бессознательное?»
Психоанализ, конечно, аннигилирует аутотренинг, таким образом, стратегия поведения, выгодная отдельному человеку, ведет к коллективному проигрышу. Предсознательное, несмотря на внешние воздействия, выбирает коллективный интеракционизм, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Конформность начинает культурный инте ...