Особенности развития личности младшего школьника. Физическое
и когнитивное развитие в младшем школьном возрастеСтраница 1
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений в совокупности своеобразия структуры личности на данном этапе развития.
«Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился сравнительно недавно», - пишет В.В. Давыдов [38,257]. Появление этого возраста, по его мнению, связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного образования и полного среднего образования. Л.С.Выготский не выделяет данный период как отдельный отрезок, по его мнению, он входит в период «школьного возраста», который начинается кризисом 7-ми лет. Д.Б. Эльконин в своей периодизации выделяет такой период, как детство, который в свою очередь делится на дошкольное и младшее школьное детство. Период детства в его периодизации характеризуется достижениями и появлением чувства вины [55,172]. Периодизация ВОЗ этот период определяет, как конец детства, который характеризуется становлением самооценки, развитием социальных связей.
В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6 -7 до 9-11 лет [28;38;46]. Начало периода уходит в кризис 7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты детства с особенностями школьника. В этом возрасте возникает новая структура отношений. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется на системы «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Отношение «ребенок - учитель» выступает для ребенка отношением «ребенок – общество» и начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения с другими детьми [41,267].
Наиболее характерная черта периода состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. В этот возрастной период дети располагают значительными резервами развития. Это время, когда ребенок радикально меняет образ жизни, период приобретения новых и усовершенствование старых навыков [41,270].
В этом возрасте происходят существенные физиологические изменения ребенка во всех органах и тканях тела. Формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной, поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда – его большая гибкость и подвижность.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания и самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда – непоседливость младших школьников.
У детей в этом возрасте энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, увеличивается их общая сила. Крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но им сложнее выполнят мелкие движения, требующие точности.
Ребенок интенсивно растет, его сердце хорошо снабжается кровью, поэтому оно сравнительно выносливо. Вес головного мозга заметно увеличивается. Особенно увеличиваются лобные доли, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функциях психической деятельности человека.
Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходят значительные укрепления, как скелетно-мышечной системы, так и сердечно-сосудистой деятельности. Все это важно потому, что начало школьной жизни – это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости [31,65].
Ведущая деятельность этого периода – учение. Она определяет дальнейшее развитие когнитивной сферы ребенка, в частности учебная деятельность требует развития высших психических функций – внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Общие характеристики, которые приобретают эти процессы на данном этапе развития – произвольность, продуктивность и устойчивость.
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы
взаимодействия, развитие речи, психотерапия
Эта книга обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране.
Главная цель автора — помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, но менее важная цель, — помочь специалистам, которые впервые столкнул ...
Теории социального научения о принципах и закономерностях развития
теории социального научения является то, что центральная роль в ней отводится процессам саморегуляции. Люди не являются простыми механизмами, полностью зависящими от внешних влияний. Они сами отбирают, организуют и трансформируют стимулы, со всех сторон обрушивающиеся на них. Через самовырабатываемые побуждения и их последствия люди мог ...
Метод обобщения независимых характеристик
Этот метод заключается в собирании сведений о психологии интересующего лица со слов знающих его людей, из письменных показаний, характеристик с места работы или учебы и обобщении полученной информации с целью выделения устойчиво повторяющихся в сообщениях разных людей указаний на одни и те же свойства интересующего лица. Те психологичес ...