Особенности развития личности младшего школьника. Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте
Страница 2

Психологические материалы » Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста » Особенности развития личности младшего школьника. Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте

Внимание, память, воображение младшего школьника приобретают самостоятельность – ребенок учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности.

Память ребенка приобретает ярко выраженный познавательный характер. Эти изменения связаны с тем, что ребенок начинает особую мнемотическую задачу, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания (повторение, внимательное длительное рассмотрение материалов, его группировка). В этом возрасте уже присутствуют два вида памяти – произвольная и непроизвольная – они претерпевают такие качественные изменения, благодаря которым устанавливаются их тесная взаимосвязь и взаимопереходы. Однако произвольность познавательных процессов возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя [31,137].

На протяжении этого возраста эффективность запоминания словесно выраженных сведений повышается быстрее, чем эффективность запоминания наглядных данных, что объясняется интенсивным формированием у детей приемов осмысленного запоминания. Эти приемы связаны с анализом существенных отношений, фиксируемых в основном с помощью словесных конструкций.

А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

- у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

- вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это он объясняет тем, что упражняемость памяти находится под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание [26,268].

Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы [29,61]. Они целенаправленно повторяли, организовывали память, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Учебная деятельность требует от ребенка запоминания. Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность. Именно заучивание воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения [9,12].

В области восприятия происходит переход непроизвольного внимания к целенаправленному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Прежде всего, это связано с социальной ситуацией развития и усложняющими видами деятельности, в условиях которых и происходит «осознания себя в обществе», через видения себя в других людях и установления отношений их к нему и его к ним.

Возможность ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, связана с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различие отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности – наблюдение. На занятиях ребенок получает, а потом и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных предметов и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным.

Страницы: 1 2 3


Тактические приёмы, эффективные при отказе
В современной практической психологии есть отдельная область знаний — конфликтология, занимающаяся спорными моментами во взаимоотношениях между людьми. Специалисты этой области много лет назад разработали достаточно простые правила, следуя которым можно сделать ситуацию отказа менее стрессовой для обеих сторон: 1. Отказывая, необходимо ...

Самосознание как важнейшее новообразование подростка
подростка исходя только из внешних по отношению к психическому развитию факторов, являются недостаточно адекватными. Факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо. Они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований . С этой точки з ...

Психологическая структура личности
Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, "фундаментальное значение имеет сознание . Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности". Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементирует ...