Особенности развития личности младшего школьника. Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте
Страница 3

Психологические материалы » Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста » Особенности развития личности младшего школьника. Физическое и когнитивное развитие в младшем школьном возрасте

Согласно общепринятому положению в отечественной психологии о ведущей у младшего школьника учебной деятельности, происходит индивидуальное и социальное развитие [36,79]. Прежде всего, формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности развитие мышления, способности анализировать, обобщать, сравнивать, а также воспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой. Для младшего школьника характерна способность удерживать внимание на интеллектуальных задачах.

На смену наглядно-действенному мышлению приходит наглядно-образное мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте [38,215].

Мышление ребенка в начале отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению изменяет ориентировку ребенка в окружающих его явлениях действительности.

7 – 11 лет – третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций [37,66]. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление [26,309].

Ж. Пиаже описал исследования, которые указывают на отсутствие у ребенка представления о постоянстве некоторых свойств вещей как на характерную черту детей до 6-7 лет [26,310].

Современные работы Роберта Сиглера указывают на то, что дети этого возраста используют самые разнообразные виды мышления или стратегии - от очень простых до сложных – применительно к одинаковому виду проблем, в различных попытках, в один и тот же день [15,167].

Параллельно с физическим развитием и развитием когнитивной сферы у младшего школьника формируется самосознание, и начинают складываться первые представления о себе; возникают устойчивые формы социального взаимодействия, моральные и социальные нормы. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения ребенка с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление образа его «Я» - его самооценки [30,47]. Ребенок начинает выделять себя из среды, осознавать себя как личность, давать себе моральную оценку – осознание своего внутреннего опыта.

Страницы: 1 2 3 


Основные характеристики внимания
Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику. Первые рассматривают внимание, как действующую причину, приводящую к какому-либо результату. Вторые считают явления внимания эффектами, то есть следствиями других психических процессов. В итоге представление о в ...

Описание проведения методик и анализ результатов обследования
Психологическое обследование проводилось индивидуально. Испытуемому предлагалось ответить на два опросника, состоящих из 88 (опросник Шмишека) и 57 вопросов (опросник Айзенка). Инструкция к первой и второй методике предлагалась одинаковая: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные Вам вопросы. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь. Здес ...

Бихевиоризм
Бихевиоризм определил облик американской психологии XX века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: "Предметом психологии является поведение". Отсюда и название – от английского behavior – "поведение" (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения д ...