Детско-отцовские отношения и развитие личности ребенка
Страница 2

Оценивая потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать множество автономных факторов.

1. Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой,

2. как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда

3. перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации [21,162].

4. Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.

5. Наличие других агентов социализации, как внутри семьи,

6. так и вне нее [21,162].

По мнению И. Лангмейера, З. Матейчека, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы» [13,11].

Личные качества отца, в число которых входит любовь к своим детям, оказывают значительное влияние, на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально – психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина – мать [24,122].

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими. [24,122]. Существует несколько подходов к рассмотрению роли отца. Представителями психоаналитического направления [4, 98] выполнено большое количество работ по исследованию роли отца. В основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребенка, отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребенка четырех лет. З. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимоотношений отца и ребенка: 1) отец – воплощение силы, как объект восхищения и любви; 2) отец как объект реализации потребности в безопасности и защите; 3) отец как авторитет, который наказывает за проступки и, таким образом, регулирует поведение, а в дальнейшем и моральные установки человека [12,95]. Любовь матери – безусловная любовь, принятие и теплота - обеспечивает чувство безопасности, удовлетворяет потребность в принятии (Маслоу), создает базу для развития [34,37]. Ребенок может исследовать мир только тогда, когда уверен, что в любой момент может вернуться к матери. Об этом говорят исследования и теоретические посылки Э. Эриксона, К.Хорни, Д. Винникотта, М. Кляйн, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. Отец же несет социализирующую функцию, кроме удовлетворения потребности в безопасности, стабильности и надежности существования. Его любовь условна и, таким образом, дает ребенку возможность социализироваться, отец передает социально-культурные нормы, традиции и следит за их соблюдением. Быть отцом – это быть носителем истины, нормы в семье [13,13]. Так как мать безоценочна, за социализацию отвечает отец. Когда отец – носитель нормы, с ним связано чувство опоры, надежности и уверенности у других членов семьи.

Представители бихевиорального направления рассматривают отцовство с точки зрения выполнения предписаний данной социальной роли. Причем классический бихевиоризм видел в отце только важнейший элемент среды, который усиливал или пресекал определенные реакции ребенка, таким образом, воспитывая правильные реакции. Представители необихевиоризма говорят о том, что отец является еще и моделью, наблюдая за которой, ребенок учится [4,183].

Страницы: 1 2 3


Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической литературе. Общие вопросы исследования индивидуального стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии
Проблема индивидуального стиля - это проблема наивысшего уровня достижений в деятельности каждого данного человека, проблема мастерства и его формирования, проблема оптимального "стыкования", уравновешивания субъекта с объективными требованиями. В психологии понятие "стиль" первым использовал А.Адлер [17]. Стилем он ...

Теории референтной группы
Теории референтной группы весьма тесно связанны с двумя предыдущими направлениями, существующими в рамках интеракционистской ориентации. В работах последователей этих теорий не дается однозначного общепринятого определения референтной группы, однако абсолютное большинство авторов связывают это понятие с обозначением группы, к которой ин ...

Значение прошлого опыта для восприятия
Содержание восприятия гораздо больше, чем содержание наличных ощущений, потому что в процессе восприятия важную роль играют системы связей, возникшие в прошлом опыте. Глядя на мрамор стола или подоконника, я воспринимаю его поверхность как твёрдую и холодную. Но ведь ни твёрдости, ни холода нельзя увидеть. Эти свойства узнаются только ...