Ценностные ориентации в семейной жизниСтраница 2
Анализируя данные, по которым люди составляют представление друг о друге (статусе, общности интересов и т.п.), можно сформировать следующий список основных сфер интересов-спутников обычного современного человека: профессия, семья, увлечения, уклад семьи, образование, отдых, общение с животными, жилище, гуманизм и стремление его проявлять, вера, здоровье, материальное благополучие. На их основе можно выделить основные ценности, которые могут быть характерны для типичной семьи:
- Любовь как форма реализации своих духовных потребностей
- Забота о близких
- Возможность быть объектом заботы, поддержки
- Дети
- Продолжение рода
- Здоровье
- Интересное совместное времяпрепровождение
- Сексуальная удовлетворенность
- Совместное ведение хозяйства как вариант комфорта, обустройство жилища
- Отдых физический, психологический
- Финансовая поддержка и др. [6].
Перечисленные ценности и стремление ориентироваться на них отражают образ жизни человека, представляя различные сферы жизнедеятельности: духовную, интеллектуальную, материальную, витальную. Семья в своем развитии проходит определенные стадии, составляющие вместе жизненный цикл. Смена стадий основана на возрастных изменениях (прохождение через возрастные кризисы), а также рождении детей, внуков и сфере деятельности, связанной с их выращиванием и первичной социализацией.
Иерархия ценностей для каждого человека может быть разная. Когда люди образуют семью, то несовпадение иерархий ценностей каждого из ее членов может стать причиной конфликтов в семье и даже ее распада. В то же время, такое несовпадение может и сплотить ее членов, обогатить, позволить семье стать, например, более духовно наполненной.
Взаимосвязь ценностей, их содержание и иерархия определяют динамику взаимоотношений членов семьи и семьи как группы в целом [6].
Многие исследователи относят супружеские отношения к одному из видов взаимодействия. Причиной этого взаимодействия является соответствие, согласованность ценностно-смысловых координат жизненных миров [7, 8]. И.Ф. Дементьева отмечает, что объединение людей в браке связано с естественной перестройкой их ценностей и становлением системы общих семейных ценностей.
Теоретический анализ позволил нам в качестве системообразующего фактора семейной системы выделить согласованность ценностей супругов, которая приводит к становлению в процессе супружеских отношений единой системы семейных ценностей.
Дальнейшее усложнение системной организации совмещенного слоя бытия супругов происходит в процессе взаимодействия, который характеризуется двумя основными взаимосвязанными, но противоположно направленными механизмами:
- персонализацией как процессом трансляции, передачи ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство собственного жизненного мира;
- персонификацией как процессом порождения личностных ценностей за счет проникновения к смыслам и ценностям другого человека в собственный образ мира (В.Е. Клочко ).
Таким образом, процессы персонализации и персонификации как механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, идущие между супругами, обеспечивают расширение совместного, совмещенного пространства, создавая возможность для упрочнения общности супругов. В результате персонализация выступает в качестве показателя степени открытости супругов, в силу чего семья оказывается открытой не только в социальный мир, но и в мир культуры, открытый партнером, что обеспечивает семье потенциал саморазвития как самоорганизующейся системе.
Принимая во внимание, что семья – это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная постоянно трасцендирующими подсистемами (на первом этапе супругами, а позже и детьми), успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования.
Важен и интересен вопрос о динамике семейных ценностей супругов с увеличением продолжительности брачных отношений. Эта динамика может различаться у мужчин и женщин в связи с тем, что «истории» людей, живущих вместе, это, как правило, разные истории. Ценности обусловливают ориентации факторов на выполнение определенных ролей в семье, а также обусловливают ожидания, связанные с выполнением семейных ролей партнерами/партнершами.
У женщин некоторые исследователи отмечают более выразительную динамику двух семейных ценностей: как правило, снижается ценность внешней привлекательности и возрастает интимно-сексуальная ценность супружеской жизни. У мужчин изменений в выраженности ценностей меньше, чем у женщин [14] .
Триангулярная теория любви Стернберга
На языке триангулярной теории любви любовь понимается как сочетание трех компонентов, которые представлены в виде вершин треугольника. Эти компоненты - интимность (верхняя вершина треугольника), страсть (левая вершина у основания треугольника) и решение/обязательство (правая вершина у основания треугольника).
Под компонентом "инти ...
Роль семейного воспитания в профилактике алкоголизации и курения
Как мы отметили, семья является первым и ведущим субъектом воспитания личности. А что означает само слово семья? В чем суть семейного воспитания?
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее ...
Характеристика кризиса семи лет
В качестве основной психологической характеристики выделяется "потеря непосредственности", которая, с одной стороны, характеризуется манерничаньем и кривлянием, т. е. неестественностью поведения, с другой — возникновением форм поведения, опосредствованных правилами и нормами, т. е. произвольностью. По Л.С. Выготскому, К. с. л. ...