Заключение
Страница 1

В ходе подготовки настоящей работы были решены следующие задачи:

1. Рассмотрены особенности социокультурного феномена ценностей.

2. Проведен обзор ведущих ценностных ориентаций в семейной жизни.

3. Разработан психологический инструментарий для проведения экспериментального исследования.

4. Проведено экспериментальное исследование с целью выявления семейных ценностей в супружеских парах.

5. Содержательно обобщены результаты теоретико-экспериментального исследования.

6. Сформулированы выводы.

Ценности, их система являются очень важным аспектом личности. Система ценностей как составляющая Я-концепции определяет мировоззренческие аспекты самосознания. Понятие индивидуальных ценностей во многом сродни мотивам, потому что ценности могут быть движущей силой поведения. Наиболее значимые ценности фактически являются самыми сильными мотивами, во всяком случае, их сознательной части.

Система ценностей — один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С ее помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов.

Ценности супругов, как жизненные, так и семейные, приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определенную роль в семейных отношениях, особенностях детско-родительских взаимодействий, складывании типа семейной системы.

Основные ценности, которые могут быть характерны для типичной семьи:

- Любовь как форма реализации своих духовных потребностей

- Забота о близких

- Возможность быть объектом заботы, поддержки

- Дети

- Продолжение рода

- Здоровье

- Интересное совместное времяпрепровождение

- Сексуальная удовлетворенность

- Совместное ведение хозяйства как вариант комфорта, обустройство жилища

- Отдых физический, психологический

- Финансовая поддержка и др.

Анализ полученных экспериментальным путем данных показал следующее:

- в молодых парах интимно-сексуальная сфера имеет высокий уровень значимости, причем анализ в разрезе по полу показывает, что это характерно как для мужчин, так и для женщин.

- установка на личностную идентификацию с партнером диагностирована у зрелых пар на более высоком уровне в сравнении с молодыми парами. Т.е. молодые супруги желают оставаться более автономными по отношению друг к другу.

- ожидания партнеров в сферах хозяйственно-бытовой и родительско-воспитательской на высоком уровне и почти равны и у молодых пар, и у зрелых.

- ожидания партнеров зрелых пар имеют низкий уровень по шкале социальной активности и внешней привлекательности. Это говорит о том, что данные ценности не значимы в ожиданиях партнеров.

- для молодых супругов в их собственном участии характерен низкий уровень по шкалам хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной, эмоционально-психотерапевтической. В то время как, социальная активность и внешняя привлекательность имеют для них очень высокое значение в отличие от зрелых пар.

- супруги молодых пар наиболее важной ценностью считают независимость, эффективность в делах. Наименее важными в их оценке оказались исполнительность, чуткость, терпимость.

Страницы: 1 2


Проблемы развития личности подростка
Уже в самом лингвистическом значении слова "подросток", происходящего от латинского глагола adolescere – расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки, становиться совершеннолетним – содержится квинтэссенция особенностей развития 10-15-летнего ребенка, устремленного к приобретению самостоятельности, социальной зрело ...

Образ мира и образ жизни
С.Л. Рубинштейн характеризует человека как субъекта жизни, в своем собственном существовании и в отношении к миру и другому человеку, подчеркивая целостность, единство человека и мира. Мир, в его понимании, – это «общающаяся друг с другом совокупность людей и вещей, точнее, совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми, <…> ...

Методика диагностики развития речи дошкольников
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата. Задание А. ...