Введение
Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн".
Невротик говорит: "Я хочу, чтобы я был
Авраамом Линкольном".
Здоровая личность говорит: "Я — это я,
а ты — это ты".
Фредерик Перлз
Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общения с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие.
Выбирая ту или иную цель, человек обязательно оценивает ее осуществимость, соотносит трудности ее достижения со своими силами. Под влиянием практики у человека складывается определенное отношение к самому себе, самооценка своих сил и возможностей и основанный на нем уровень притязаний. В дальнейшем эта самооценка и уровень притязаний начинают регулировать поведение человека в соответствии с условиями.
Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен. Способности, как и всё в личности, развиваются в процессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, к которой стремится человек, всегда актуальна. Человек так или иначе оценивает соответствие желаемого им – возможному. Но эта оценка не всегда правильна. В одних случаях человек переоценивает свои возможности и силы, то есть притязает на большее, чем может. В других же, напротив,- его самооценка оказывается заниженной, хотя он способен на большее.
Обе эти крайности заставляют тревожиться о будущем развивающейся личности. Человек, переоценивающий себя, может стать высокомерным, заносчивым, нетерпимым к критике. Он окажется вечно раздираемым внутренними конфликтами, которые зачастую ведут к утрате веры в собственные силы, нарушению нормальной деятельности и даже к психическим расстройствам. Человек, который недооценивает свои возможности, и сам лишен радостей, связанных с достижением трудных целей, преодолением препятствий. Эти два типа самооценки личности могут свидетельствовать о неблагополучии.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется, и поэтому в большей мере, чем у взрослого, подвергается воздействию, изменению. Я, как будущий педагог, темой своего исследования выбрала роль самооценки в развитии личности школьника. На сегодняшний день эта проблема является очень актуальной и изученной недостаточно. Так как школьник – это развивающаяся личность, то при благоприятных условиях в процессе воспитания можно сформировать (скорректировать) правильную самооценку. Современные обучение и воспитание еще не совершенны, и поэтому психология ищет потенциальные возможности в самом воспитуемом.
Проблема: каким образом самооценка влияет на развитие личности школьника?
Цель: изучить роль самооценки в развитии личности школьника.
Объект: развитие личности.
Предмет: роль самооценки в развитии личности школьника.
Гипотеза: наблюдение и имеющиеся в литературе данные указывают, что учет самооценки в учебно-воспитательной работе учителя способствует развитию личности.
Характерология
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ - отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веко ...
Теоретический анализ механизмов психологических защит. Психологическая защита и вопросы адаптации
Одной из наиболее важных областей современной деятельности психологов, психотерапевтов, психиатров, врачей других специальностей является диагностика, квалификация и коррекция пограничных нервно-психических и психосоматических нарушений, состояний психической дезадаптации и социально-стрессовых расстройств, а также саморазрушающего пове ...
Феномены адаптации
Характеристика
Мобилизация
недостаточная
адекватная
избыточная
Отношение к ситуации; доминирующий мотив
Эмоциональное неприятие цели до адекватной когнитивной оценки
Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели
Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным ...
