Введение

Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн".

Невротик говорит: "Я хочу, чтобы я был

Авраамом Линкольном".

Здоровая личность говорит: "Я — это я,

а ты — это ты".

Фредерик Перлз

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общения с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие.

Выбирая ту или иную цель, человек обязательно оценивает ее осуществимость, соотносит трудности ее достижения со своими силами. Под влиянием практики у человека складывается определенное отношение к самому себе, самооценка своих сил и возможностей и основанный на нем уровень притязаний. В дальнейшем эта самооценка и уровень притязаний начинают регулировать поведение человека в соответствии с условиями.

Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен. Способности, как и всё в личности, развиваются в процессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, к которой стремится человек, всегда актуальна. Человек так или иначе оценивает соответствие желаемого им – возможному. Но эта оценка не всегда правильна. В одних случаях человек переоценивает свои возможности и силы, то есть притязает на большее, чем может. В других же, напротив,- его самооценка оказывается заниженной, хотя он способен на большее.

Обе эти крайности заставляют тревожиться о будущем развивающейся личности. Человек, переоценивающий себя, может стать высокомерным, заносчивым, нетерпимым к критике. Он окажется вечно раздираемым внутренними конфликтами, которые зачастую ведут к утрате веры в собственные силы, нарушению нормальной деятельности и даже к психическим расстройствам. Человек, который недооценивает свои возможности, и сам лишен радостей, связанных с достижением трудных целей, преодолением препятствий. Эти два типа самооценки личности могут свидетельствовать о неблагополучии.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется, и поэтому в большей мере, чем у взрослого, подвергается воздействию, изменению. Я, как будущий педагог, темой своего исследования выбрала роль самооценки в развитии личности школьника. На сегодняшний день эта проблема является очень актуальной и изученной недостаточно. Так как школьник – это развивающаяся личность, то при благоприятных условиях в процессе воспитания можно сформировать (скорректировать) правильную самооценку. Современные обучение и воспитание еще не совершенны, и поэтому психология ищет потенциальные возможности в самом воспитуемом.

Проблема: каким образом самооценка влияет на развитие личности школьника?

Цель: изучить роль самооценки в развитии личности школьника.

Объект: развитие личности.

Предмет: роль самооценки в развитии личности школьника.

Гипотеза: наблюдение и имеющиеся в литературе данные указывают, что учет самооценки в учебно-воспитательной работе учителя способствует развитию личности.


Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом. Типы высшей нервной деятельности и их соо ...

Различия в условиях воспитания в ДМХВ и обычных детских домах.
Бытовые условия для воспитанников детских домов различных типов в Нижнем Новгороде относительно равнозначны. Младшие имеют более стесненные условия проживания (от 4 до 8 человек в комнате), старшие — более свободные (от 2 до 4 человек в комнате). Дети имеют возможность хранить некоторые личные вещи. Однако в условиях жизни воспитаннико ...

Понятие дыхательных психотехник
Дыхательные практики зародились много тысяч лет назад на Востоке: в Индии - Пранаяма, в Китае – Ци-гун, в Средней Азии - суфийские дыхательные практики, в Тибете – дыхательные практики буддизма Ваджраяны. Как правило, они являлись неотъемлемой частью духовных традиций. В ХХ веке восточные духовные традиции начали проникать на Запад. Ув ...