Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцен
Страница 1

Психологические материалы » Особенности темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере » Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцен

Для изучения особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков в профессиональной сфере мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие учащиеся 9 класса МОУ СОШ №4 в количестве 30 человек (19 юношей и 11 девушек) в возрасте 15 лет.

Перед некоторыми учащимися уже сейчас встает вопрос, какую профессию выбрать и куда пойти учиться.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – выявлены типы личности подростков в профессиональной сфере по типологии Дж.Холланда, типы темперамента по Г.Айзенку и акцентуации характера у подростков по К.Леонгарду.

2 этап – проанализированы результаты исследовательской работы по согласованности используемых психодиагностических методик.

3 этап – сопоставлены результаты и выявлена зависимость между темпераментом, акцентуациями характера у подростков и типами их личности в профессиональной сфере

Для исследования мы выбрали следующие: тест Айзенка, измеряющий интроверсию-экстраверсию и нейротизм; опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду в разработке А. Баранова) и опросник Дж. Холланда.

Рассмотрим более подробно методики, используемые в работе.

1. Тест Айзенка.

Данный тест разработан Г.Ю. Айзенком, являющимся представителем теории черт, или диспозиционной теории. Изучая работы К. Юнга, Р. Вудворса, И.П. Павлова, Э. Кречшера и других психологов Айзенк предположил существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма.

Результаты данного теста позволили выявить следующие типы темперамента у испытуемых (см.Таблицу 1).

Таблица 1 Результаты диагностики по тесту Айзенка

Всего испытуемых

Выявленный тип темперамента

меланхолик

флегматик

сангвиник

холерик

30

2

1

11

16

Для наглядности представим данные на рисунке 1.

Рис.1 Результаты диагностики по тесту Айзенка

Данные диагностики показывают, что 16 подростков (53%) имеют тип темперамента "холерик". Это сильные, подвижные, неуравновешенные подростки. Отличаются большой силой, отвагой, предприимчивостью, доминированием в общественной деятельности. Эти подростки способны эффективно работать в условиях риска; соревнования, трудности активизируют на их преодоление. Общительны, имеют широкий круг друзей и знакомых, стремятся к лидерству, с удовольствием берут на себя решения проблем других людей, ответственность. В борьбе упорны, настойчивы, не боятся сильного противника. Чрезвычайно ценят признание их заслуг окружающими. В обучении стремятся к признанию, лидерству. Учатся не всегда ровно, часто отношение к предмету зависит от отношений с преподавателем, для успеха в обучении важна конкуренция, эмоциональность, разнообразие учебного материала. На уроке не всегда дисциплинированы, но быстрее остальных усваивают, соображают, запоминают; ориентированы на все новое, необычное.

11 испытуемых подростков (37%) имеют тип темперамента "сангвиник". сильный, подвижный, уравновешенный. Ведут себя спокойно и смело, открыты для любых проблем, любят точность, основательность и объективность. Умеют рассчитывать силы, ничего не доводят до крайности, умеют чередовать работу и отдых. Инициативны, способны эффективно работать в условиях риска, соревнования, трудности их не пугают, однако редко идут "на пролом", предпочитают компромисс или обойти препятствие.

Страницы: 1 2 3 4 5


Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту (кризис 9-12 лет)
Психология младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Проблема адаптации ребенка к школе. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Структур ...

Основные причины возникновения девиации. Теории девиантного поведения
Относительно причин возникновения девиантного поведения существует три вида теорий. В основе каждой из них лежат определенные теоретические концепции о сущности природы девиации. К первому относят теории физических типов (Ч. Ломброзо, В. Шелдон, Э. Кретчмер). Их общая предпосылка: люди, имеющие определенный тип физической конституции, ...

Тайна имени.
Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии полу­чила новый импульс развития. Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны, максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенк ...