Значение самооценки в развитии личности
Страница 2

"1) стимулирующем, воздействующем посредством переживания успеха и неуспеха на формирование его притязаний, намерений и поступков.

2)ориентирующем, воздействующем на умственную работу школьника, содействующем осознанию им достигнутого уровня усвоения" [1,93].

Такую же роль играет и оценка коллектива. Личность, будучи связанной с другими людьми, так или иначе считается с их мнениями, заимствует их идеалы, духовные ценности, интересы. Оценка различных членов коллектива неодинаково значима для личности: оценкой, мнением одних она дорожит, ориентируется на них, а оценка других для нее безразлична. Этот референтный для личности круг во многом определяет ее отношение к себе.

Особенно большая роль в становлении и изменении самооценки принадлежит переживанию успеха, связанного с достижением цели. Оценка школьником своих возможностей или личностных качеств, необходимых для дальнейшей деятельности, под влиянием повторяющегося успеха повышается, при неоднократных неудачах, наоборот, эта оценка снижается, а с ней и уверенность в достижении соответствующих целей. Достижение трудных, но посильных для человека целей, как правило, повышают уровень дальнейших его притязаний, готовности браться за более трудные задания. Вследствие переживания успеха происходит максимальная мобилизация внутренних резервов личности [4,95].

Само переживание успеха или неуспеха зависит от того, на какой уровень достижений ориентируется личность, какие по сложности она ставит перед собой цели – легкие или трудные. Заведомо легкие или заведомо трудные цели, как правило, не порождают чувства успеха или неуспеха.

Переживание успеха или неуспеха обусловливается и тем, насколько достигнутый результат соответствует социальным нормам достижений (например, критериям отметки, принятыми обязательствами и т.д.), а также нормам, которые разделяет референтная группа. Также следует учитывать мотивы, лежащие в основе стремления к успеху или неуспеху. Так, например, в основе стремления добиться успеха может лежать желание человека испытать или утвердить ценность своей личности. В другом случае в основе этого стремления может лежать желание добиться социально значимого результата – стремление создать что-то ценное для людей. При этом человек стремится избежать неудач.

Вывод.

Воздействие оценки на развитие индивида может быть стимулирующим и ориентирующим. Под влиянием оценки окружающих у личности складывается отношение к себе и самооценка своей личности.

Страницы: 1 2 


Этапы проведения контент-анализа
На первом этапе проведения контент-анализа анкет была определена совокупность изучаемых источников. В качестве сообщений выступили анкеты с ответами студентов, полученные в ходе опроса 25 января 2007 года. Была сформирована выборочная совокупность сообщений, которая составила 87 анкет. На втором этапе были выявлены единицы анализа. Мож ...

Требования к тренингу
Очень популярными стали групповые формы психологических занятий. Групповой процесс подчинен определенным законам и правилам. В каждой тренинговой группе могут быть свои особые правила, но определенные правила должны лежать в основе ее работы. Существует множество правил группового поведения. Перечислим самые важные из них. Правило перс ...

Влияние эмоций на процесс целеобразования. Определение понятий «эмоция», «цель», «целеобразование»
Наш раздел мы начнем с определений основных понятий «эмоции», «цели» и «целеобразования». Эмоция (от лат. Emorve — возбуждать, волновать) — многогранная реакция организма на воздействие раздражителей внешней и внутренней среды, проявляющейся в субъективных переживаниях, экспрессивном поведении и физиологическом возбуждении (Краткий пси ...