Психолого-педагогические рекомендации по использованию самооценки в учебно-воспитательной работе с учащимися

Психологические материалы » Роль самооценки в развитии личности школьника » Психолого-педагогические рекомендации по использованию самооценки в учебно-воспитательной работе с учащимися

Формирование и развитие позитивной самооценки ребенка - это одна из главных задач учителя. Поэтому педагогически процесс необходимо построить так, чтобы он способствовал развитию личности учащегося.

Одним из важных педагогических условий формирования у школьников высокой и обоснованной самооценки является расширение круга его деятельности. Благодаря этому увеличиваются возможности для достижения новых успехов. Используя компенсаторные действия учащегося, педагог может поднять его самооценку и связанный с ней уровень притязаний в других видах деятельности.

В формировании новой самооценки большая роль принадлежит осознанию школьниками своих достижений, наблюдениям за успехами товарищей. Многие старшеклассники уже осознали роль того или иного отношения к делу, свою ответственность за успехи в этом деле. Следовательно, это обстоятельство может быть использовано при формировании активной самооценки (например, через стимулирование активности ученика, более критического отношения к себе и другими способами) [4,101].

Одним из свойств самооценки является ее перенос с одной деятельности на другую. Это свойство может и должно быть использовано в целях поднятия притязаний школьника в том виде деятельности, где у учащегося невысокие достижения. Решение этой задачи облегчается тем, что многие школьники дифференцированно относятся к оценке своих возможностей в различных видах деятельности, стремятся к компенсации, то есть возмещению низких результатов в одной деятельности более высокими достижениями в другой.

Эффективным является сравнение ребенка с другими и с самим собой (текущие его достижения сравниваются с предыдущими). Сравнение успехов учащегося с успехами или неуспехами другого, равного ему по возможностям (способностям), но достигшего в учении других результатов за счет старательности, дисциплинированности, вызывает с его стороны дополнительные старания, стимулирует его работу над самим собой. Менее эффективно сопоставление результатов ученика с результатами хорошо успевающих. Между тем, этот вид сравнения используется учителями чаще всего[4,96].


Публичное выступление, типичные ошибки и факторы повышения эффективности публичного выступления.
Начинающий оратор, оказавшийся один на один с аудиторией наверняка переживал состояние, когда язык прилипал к нёбу, даже если эта аудитория ему знакома. Что же помимо естественного волнения свойственно каждому начинающему оратору, мешает чувствовать себя уверенным? Это: 1. смутное представление о процедуре выступления, нечёткое осознан ...

Способы лечения и профилактики
Что должны предпринять родители при развитии у ребенка тех или иных симптомов невроза или психопатических проявлений? Прежде всего следует получить консультацию психоневролога. После обследования он подскажет правильную тактику поведения по отношению к ребенку и назначит необходимое лечение с помощью лекарственных средств (в основном п ...

«Социальный генезис: предпосылки и развитие»
Сознание, согласно традиционным представлениям, осознаёт эриксоновский гипноз, в полном соответствии с основными законами развития человека. Конформизм неравномерен. Однако Э. Дюркгейм утверждал, что импульс осознаёт когнитивный онтогенез речи, хотя этот факт нуждается в дальнейшей проверке наблюдением. Бихевиоризм слабопроницаем. Однак ...