Психолого-педагогические рекомендации по использованию самооценки в учебно-воспитательной работе с учащимися

Психологические материалы » Роль самооценки в развитии личности школьника » Психолого-педагогические рекомендации по использованию самооценки в учебно-воспитательной работе с учащимися

Формирование и развитие позитивной самооценки ребенка - это одна из главных задач учителя. Поэтому педагогически процесс необходимо построить так, чтобы он способствовал развитию личности учащегося.

Одним из важных педагогических условий формирования у школьников высокой и обоснованной самооценки является расширение круга его деятельности. Благодаря этому увеличиваются возможности для достижения новых успехов. Используя компенсаторные действия учащегося, педагог может поднять его самооценку и связанный с ней уровень притязаний в других видах деятельности.

В формировании новой самооценки большая роль принадлежит осознанию школьниками своих достижений, наблюдениям за успехами товарищей. Многие старшеклассники уже осознали роль того или иного отношения к делу, свою ответственность за успехи в этом деле. Следовательно, это обстоятельство может быть использовано при формировании активной самооценки (например, через стимулирование активности ученика, более критического отношения к себе и другими способами) [4,101].

Одним из свойств самооценки является ее перенос с одной деятельности на другую. Это свойство может и должно быть использовано в целях поднятия притязаний школьника в том виде деятельности, где у учащегося невысокие достижения. Решение этой задачи облегчается тем, что многие школьники дифференцированно относятся к оценке своих возможностей в различных видах деятельности, стремятся к компенсации, то есть возмещению низких результатов в одной деятельности более высокими достижениями в другой.

Эффективным является сравнение ребенка с другими и с самим собой (текущие его достижения сравниваются с предыдущими). Сравнение успехов учащегося с успехами или неуспехами другого, равного ему по возможностям (способностям), но достигшего в учении других результатов за счет старательности, дисциплинированности, вызывает с его стороны дополнительные старания, стимулирует его работу над самим собой. Менее эффективно сопоставление результатов ученика с результатами хорошо успевающих. Между тем, этот вид сравнения используется учителями чаще всего[4,96].


Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игра влияет на вс ...

Толерантные – интолерантные отношения
Понятия «общение» и «толерантность» П.Ф. Комогоров связывает, т.к. наличие двух субъектов – необходимый признак общения. И если принять во внимание то, что толерантность всегда имеет в качестве своего обязательного признака уважение к «другому», стремление к сотрудничеству, содружеству, то есть отношение к нему как к субъекту, можно пре ...

Основные подходы к определению ведущей деятельности подросткового возраста
определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения: 1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности имеет интимно - личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точк ...