Изучение восприятия и его особенности в дошкольном возрасте. Описание методики, используемой в работе

Психологические материалы » Процесс восприятия и его особенности в дошкольном возрасте » Изучение восприятия и его особенности в дошкольном возрасте. Описание методики, используемой в работе

Методика

: Т.Н. Головиной. Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений.

Цель

: Исследование способности к целостному восприятию формы предметов.

Описание

:

Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а. 1 б) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука, рис. 1 в). Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы («Дорисуй треугольники» и т. п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копия таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером 21 ∙ 30 см.

Обработка результатов

:

Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этою типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьному обучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошо выполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию.

Умственно отсталые дети справляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшие трудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают его контур, не производя при этом необходимых кругообразных движений, поэтому площадь «дорисованной» фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. При дорисовывании треугольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму, причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольники одного размера или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметных изображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принципов работы, допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы


Характеристики нервной булимии. Понятие булимии и ее виды
Существует огромное количество определений для заболевания булимия, более или менее полные, но каждое из них передает основную суть данного заболевания. Булимию можно определить как нарушение пищевого поведения, характеризующееся в основном повторяющимися приступами обжорства. Чтобы избежать ожирения, большинство больных булимией прибег ...

Структура любви по Э.Фромму
Любовь является весьма непростым образованием со сложной и противоречивой внутренней структурой. Вопрос о составляющих любви решался, как и вопрос о типах любви, на разных уровнях. Одна из первых структур также принадлежит Э. Фромму. Он выделяет следующие компоненты любви: - заботу; - ответственность; - уважение; - знание. Эту стру ...

Ситуация психически эффективного поведения человека.
«Некоторое время назад я присутствовала при ситуации, которая произошла с моей очень хорошей подругой. Она учится в одном из институтов нашего города, на очном отделении. Днём учеба, а вечером она подрабатывает продавцом в магазине. Она - одна из успешных студенток курса. Всегда выполняла все необходимые задания, вовремя сдавала рефера ...