[an error occurred while processing the directive]

Теоретические основы проблемы особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Подходы к типологизации личности в профессиональной
Страница 9

Психологические материалы » Особенности темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере » Теоретические основы проблемы особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Подходы к типологизации личности в профессиональной

Взаимосвязь интересов, предпочтений, намерений и желаний личности с профессиональной сферой влияет на такие важные характеристики, как успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность от выполнения требуемых задач, качество проделанной работы.

Существует ряд педагогических теорий (профессионального развития), посвященных данной теме, которые имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, наличие удовлетворенности от профессионального труда и др.

Типологическая теория Джона Холланда занимает особое место в ряду теорий профессионального развития, так как обращается к анализу связи личности и успешности в профессиональной деятельности.

Процесс профессионального развития, по его определению, ограничивается, во-первых, определением самим индивидом личностного типа к которому он относится, во-вторых, отысканием профессиональной сферы, соответствующей данному типу, в-третьих, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Главное внимание он уделяет описанию личностных типов, которые понимаются как комплексные ориентации личности.

Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности – интересов ценностных ориентаций – Дж. Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный. Теоретическая модель каждого типа описывается по схеме: цели, предпочтительные профессиональные роли, способности и специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь. Приводим описания каждого из этих типов [16, с.42].

Реалистический (Р). К нему относятся люди с ориентацией на настоящее (лучше синица в руках, чем журавль в небе). Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, животными, машинами. Охотно избирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, шофера и т.д. Их отличает, с одной стороны, способность к усвоению точных знаний, специальных умений, а с другой – недостаток общительности. При этом уровень развития психомоторных качеств преобладает у них над всеми другими свойствами [16, с.332].

Интеллектуальный (И). Люди, которые относятся к этому типу, в большей степени ориентированы на творческие – теоретические и в некоторой степени – эстетические ценности, умственный труд. Но размышлениям по проблеме они предпочитают занятия по реализации связанных с ней решений. Их отличают такие качества как любознательность, аналитичность, рациональность, независимость, пунктуальность, методичность и точность, у них хорошо развито абстрактное мышление. Но они обычно недостаточно общительны и им не дано быть лидером. Отдают предпочтение научным профессиям. Отличаются очень высоким уровнем развития как вербальных, так и естественно-математических способностей [16, с.213].

Социальный (С). Относящиеся к этому типу обычно ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют установить тесные контакты с окружающей общественной средой. Чертами их характера являются социальность, гуманность, женственность, стремление обучать и воспитывать. Они активны, независимы, хотя им присуще и приспособленность. Наслаждаются деятельностью, связанной с оказанием помощи другим людям. Поэтому в занятиях предпочитают обучение и лечение, выбирая такие профессии, как врач, учитель, психолог, декоратор, бармен. Зато не любят работать с инструментами и машинами. Их отличают хорошие вербальные способности, а математические чаще всего слабо развиты. Ярко проявляются организаторские и коммуникативные умения. Проблемы решают, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться [16, с.215].

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Проблема "кризиса" подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии
подросткового возраста проходит три фазы: - негативную (предкритическую) - фазу ломки старых привычек, стереотипов; - кульминационную (как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты); - посткритическую - фазу формирования новых структур, построения новых отношений. Два пути протекания возрастных кризисов ...

Анализ и интерпретация результатов.
В качестве объектов выступили 17 подростков - ученики 9«А» класса МОУ СОШ №3 города Мирный Архангельской области, в возрасте 14 лет; пол: 9 мальчиков – 53%, 8 девочек – 47%; 92% - из полных семей; материальное положение – среднее; все дети обеспечены отдельной комнатой; у 69% есть братья/сестры, из них у 16% не проживают совместно. Особ ...

Почему растить ребенка одной бывает легче и проще?
Подытожим причины, о которых говорили выше: 1. Потому что женщина одна приняла решение, одна родила и имеет полное право единственного голоса на то, как распорядится воспитанием и как лучше развивать своего ребенка. 2. Потому что воспитывать одного ребенка гораздо проще, чем двоих, особенно в молодой семье, где папа не созрел на роль ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]