Введение
Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Итак, конфликты – это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим и негативным может быть поведение в конфликтной ситуации.
Работа с людьми – это одна из самых сложных, трудных и многогранных форм человеческой деятельности. Но порой она совершенно не берется в расчет, и руководители уделяют основное внимание экономическим показателям и технологическим процессам. Человека же рассматривают просто как рабочую силу, то есть не как цель, а средство выполнения планов, заданий. Это приводит к безынициативности, отчужденности. Однако создать мощную систему мотивов и стимулов, побуждающих всех работников полностью раскрыть свои способности, плодотворно трудиться и наиболее эффективно использовать производственные ресурсы, не представляется возможным без учета психологии человека и социально-психологических закономерностей развития коллектива. Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Но при всем при этом, конфликт способен иметь как разрушительные, так и конструктивные последствия. Поэтому одной из функций менеджера, как человека работающего с людьми, является умение предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, сглаживание их последствий, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Данная тема на сегодняшний день на предприятиях очень актуальна и интересна, в работе руководства играет важную роль. Для нормального, плодотворного и психологически здорового функционирования организации члены и руководство данной организации должны научиться распознавать конфликт на начальной стадии его зарождения, уметь различать виды и типы конфликтов и в соответствие с этим владеть приёмами и методами разрешения и урегулирования конфликтных ситуаций.
Таким образом, цель данной работы проанализировать причины возникновения, развитие и возможные способы выхода из конфликтных и стрессовых ситуаций, включая и психологическую сторону.
Предмет исследования в данной курсовой работе - психологический анализ уровня конфликтности в коллективе предприятия ООО «СМУ 11», анализ социально психологического климата в коллективе. Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические положения, касающиеся конфликтов.
2. Выявить тип отношений в рабочем коллективе и рассмотреть, как он влияет на социальную напряжённость в организации.
3. Дать психологическую характеристику особенностям взаимодействия в коллективе.
4. Определить комплекс методик для изучения конфликтности и личностных качеств сотрудников. Составить коррекционную программу развития, помогающую направить взаимоотношения в коллективе в позитивное русло.
При написании работы использовались научные труды по данной теме; учебники и учебные пособия; монографии; литература экономистов и психологов теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.
Психодиагностика: понятие, цели, методы
В научной литературе понятие психодиагностика было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время существует несколько наиболее часто употребляемых определений. Вот некоторые из них:
· Психодиагностика – это совокупность тестов, позволяющих «инструментально» оценить психику человека.
· Психодиагностика ...
Выраженность конфликтности и агрессивности у
мальчиков и девочек
Таблица 2.
группы
физическая
косвенная
Раздражительность
негативизм
обидчивость
подозрительность
вербальная
чувство вины
мальчики
3,9/3,4
2,6/1,4
2,9/2,1
3,6/3,0
2,6/2,5
2,7/2,7
3,5/2,9
2,6/3,7
девочки
3,8/2,7
2,2/2,3
2,8/2,6
2,8/2,9
1,9/2,0
1,6/2,2
3,1/2 ...
Социокультурный контекст возникновения школы Л. С.
Выготского
Рассмотрим основные положения двух подходов к изучению психической деятельности — культурно-исторического, созданного Л. С. Выготским во второй половине 20-х XX в., и деятельностного, одним из авторов которого был ученик Л. С. Выготского А.Н.Леонтьев (разработка этого подхода началась в 30-е гг. XX в.). По сравнению с другими направлени ...