Методические рекомендации по формированию педагогической толерантности
Страница 2

Не менее значимыми представляются и непосредственные задачи семинара, которые соответствуют его содержанию. Он в первую очередь нацелен на осознание обучающимися значимости толерантности в сфере образования, выработку способов решения конкретных педагогических ситуаций на основе толерантности, разработку стратегий внедрения толерантности в учебную жизнь школы, составление планов уроков по развитию толерантности с использованием технических средств обучения, составление списка рекомендуемой литературы для учеников и для других учителей. При работе в группах реализуется творческая деятельность, теоретическое обоснование сущности толерантности как многостороннего явления, составление плана урока и анализ примерного урока, дискуссионный способ работы.

Принципы программы: 1) физическая и психологическая комфортность, 2) акцент на положительные эмоции педагогов, позитивную Я-концепцию учителя, 3) опора на жизненный опыт педагога, 4) диалогическое общение. Все данные принципы находят свое воплощение в приемах работы по достижению поставленных целей, которые реализуются через тематические беседы, ролевые игры, конструирование и проигрывание разнообразных жизненных ситуаций, через сочинение рассказов, рисование, чтение и рассуждение о прочитанном, режиссуру отрывков из художественных произведений. В подготовке тренинга по формированию педагогической толерантности можно использовать материалы, опубликованные в книгах В.А. Родионова и М.А. Ступницкой «Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе» (2001), И.И. Рыдановой «Педагогические конфликты: пути преодоления: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов» (1998), Е.М. Семеновой «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов» (2002), М.И. Берковской, С.К. Бондырева, Д.В. Колесова «Толерантность. Введение в программу» (2003), Е.О. Галицких «Диалог в образовании как способ становления толерантности» (2004), М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук «Воспитание толерантности у школьников» (2003), Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой «Жить в мире с собой и другими» (2001).

Формирование толерантности должно основываться на таких приемах, как сообщение теоретических сведений о сущности данного явления, дискуссионные формы работы, конструирование и анализ жизненных и педагогических ситуаций, анализ материалов художественной литературы, кинофильмов и других видов искусства, ролевые игры. Если первые из перечисленных приемов в большей степени направлены на сообщение обучающимся знаний о предмете, то последний способствует развитию практических умений толерантного отношения и взаимодействия.

Таблица 13. Модель формирования педагогической толерантности

Название этапа

Цель

Способы и приемы

Подготовка

Установление контакта с респондентами. На данном этапе идет процесс уточнения профессиональных ожиданий педагогов по формированию педагогической толерантности, формирование группового сплочения, чувства доверия, снятие коммуникативных барьеров

Наблюдение, тесты-опросники, беседа, тренинговые упражнения и игры

Осознание

Осознание проблемы толерантности, снижение тревожности, стремление к самопознанию и самоизменению

Дискуссия, тренинговые упражнения и игры

Переоценка

Оценка себя как толерантной личности, возможность самоизменения, формирование принятия индивидуальности другого человека

Анкетирование, тренинговые упражнения и игры

Действие

Отработка понимания границ толерантности, формирование взаимопонимания и эффективного взаимодействия

Ролевые игры, дискуссия, тренинговые упражнения и игры

Рефлексия

Оценка достигнутых результатов в ходе тренинга

Элементы арт-терапии, самооценка достигнутых результатов, тренинговые игры и упражнения

Страницы: 1 2 3 4 5


Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования
Этнические конфликты, представляют собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения. Для психологов важно определить, что является этн ...

В транзактном анализе
Был создан Э.Берном. Цель в помощи участникам избавиться от “сценариев” и “игр” в своих отношениях. Заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. АНАЛИЗ "СЦЕНАРИЕВ". В реальности каждый из нас обладает любимой позицией, пользуясь которой мы действуем в условиях стресса, и каждую ...

Куб Линка
Эта методика направлена прежде всего на исследование развития у человека комбинаторных способностей. Испытуемому дается 27 кубиков, грани которых окрашены в разные цвета (например, красный, синий и зеленый). Предлагается сложить из них один большой куб (3х3х3) таким образом, чтобы все его боковые грани были красного цвета. Отдельные куб ...