[an error occurred while processing the directive]

Методические рекомендации по формированию педагогической толерантности
Страница 2

Не менее значимыми представляются и непосредственные задачи семинара, которые соответствуют его содержанию. Он в первую очередь нацелен на осознание обучающимися значимости толерантности в сфере образования, выработку способов решения конкретных педагогических ситуаций на основе толерантности, разработку стратегий внедрения толерантности в учебную жизнь школы, составление планов уроков по развитию толерантности с использованием технических средств обучения, составление списка рекомендуемой литературы для учеников и для других учителей. При работе в группах реализуется творческая деятельность, теоретическое обоснование сущности толерантности как многостороннего явления, составление плана урока и анализ примерного урока, дискуссионный способ работы.

Принципы программы: 1) физическая и психологическая комфортность, 2) акцент на положительные эмоции педагогов, позитивную Я-концепцию учителя, 3) опора на жизненный опыт педагога, 4) диалогическое общение. Все данные принципы находят свое воплощение в приемах работы по достижению поставленных целей, которые реализуются через тематические беседы, ролевые игры, конструирование и проигрывание разнообразных жизненных ситуаций, через сочинение рассказов, рисование, чтение и рассуждение о прочитанном, режиссуру отрывков из художественных произведений. В подготовке тренинга по формированию педагогической толерантности можно использовать материалы, опубликованные в книгах В.А. Родионова и М.А. Ступницкой «Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе» (2001), И.И. Рыдановой «Педагогические конфликты: пути преодоления: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов» (1998), Е.М. Семеновой «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов» (2002), М.И. Берковской, С.К. Бондырева, Д.В. Колесова «Толерантность. Введение в программу» (2003), Е.О. Галицких «Диалог в образовании как способ становления толерантности» (2004), М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук «Воспитание толерантности у школьников» (2003), Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой «Жить в мире с собой и другими» (2001).

Формирование толерантности должно основываться на таких приемах, как сообщение теоретических сведений о сущности данного явления, дискуссионные формы работы, конструирование и анализ жизненных и педагогических ситуаций, анализ материалов художественной литературы, кинофильмов и других видов искусства, ролевые игры. Если первые из перечисленных приемов в большей степени направлены на сообщение обучающимся знаний о предмете, то последний способствует развитию практических умений толерантного отношения и взаимодействия.

Таблица 13. Модель формирования педагогической толерантности

Название этапа

Цель

Способы и приемы

Подготовка

Установление контакта с респондентами. На данном этапе идет процесс уточнения профессиональных ожиданий педагогов по формированию педагогической толерантности, формирование группового сплочения, чувства доверия, снятие коммуникативных барьеров

Наблюдение, тесты-опросники, беседа, тренинговые упражнения и игры

Осознание

Осознание проблемы толерантности, снижение тревожности, стремление к самопознанию и самоизменению

Дискуссия, тренинговые упражнения и игры

Переоценка

Оценка себя как толерантной личности, возможность самоизменения, формирование принятия индивидуальности другого человека

Анкетирование, тренинговые упражнения и игры

Действие

Отработка понимания границ толерантности, формирование взаимопонимания и эффективного взаимодействия

Ролевые игры, дискуссия, тренинговые упражнения и игры

Рефлексия

Оценка достигнутых результатов в ходе тренинга

Элементы арт-терапии, самооценка достигнутых результатов, тренинговые игры и упражнения

Страницы: 1 2 3 4 5


Глоссарий
№ Новые понятия Содержание 1. Антропология Комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества   2. Детерминация это процесс определения дальнейшего пути и развития клеток на основе блокирования отдельных генов   3. Коллектив Группа, где межличностные отношен ...

Психологическая устойчивость
И.В.Заборская /психолог-консультант/ отмечает*, что не смотря на большой интерес к проблеме психической устойчивости в науке, говорить о ее теоретической разработанности мы не можем. Даже в словарях (психологических, философских, медицинских и др.) определение этого понятия либо не дается, либо рассматривается слишком ограниченно и одно ...

Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Организация и методы исследования
Исследование проводилось в детском саду № 213 г.Краснодара. Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 6 – 7 лет в количестве 40 человек, из них 20 девочек и 20 мальчиков. В ходе исследования были использованы: беседа; наблюдение; проективный метод рисуночного теста; метод статистического анализа и следующие метод ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]