Методика и организация исследованияСтраница 1
Исследование проводилось в первом полугодии 2004 г. на базе МОУ
СОШ №1 Г.Оханска. Школа первый год работает новым составом. Объединены в рамках оптимизации образования две городские школы: СОШ №1 – 670 учащихся и СОШ №2 - 450 учащихся. Произошло слияние двух коллективов, несколько отличающихся по стилю педагогической практики, отношений «учитель – ученик», материального благосостояния родителей учащихся.
В исследовании принимали участие учащиеся 8-х классов.
Возраст детей – 13 – 14 лет.
Для проведения исследования были использованы следующие диагностики:
1.МСПА – модифицированная методика исследования социально-психологической адаптированности (СПА). Данный вариант методики МСПА стандартизирован на большой выборке школьников центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам Индустриального района под руководством Л.И.Рябовой, 2000. Особенности МСПА по сравнению со шкалой СПА К.Роджерса и П.Даймонд в адаптации Т.В.Снегиревой: использование трихометрической шкалы, облегчающей обработку; использование интегрированных показателей по всем шкалам, что делает методику более компактной; использование опросников и бланков ответов, а не многостраничных тестовых тетрадей. Тест позволяет получить измеряемые в единой шкале Т-баллов «20 – 80» 9 показателей СПА:
- коэффициент адаптации – дезадаптации
- показатели принятия себя
- конфликт с другими
- ориентация на внутренний контроль
- эмоционального комфорта
- доминирования
- ведомости
- стремления уходить от проблем
- ожидание внешнего контроля
для анализа были взяты шесть из них: адаптация- дезадаптация, принятие себя, принятие других, внутренний контроль, уход от проблем и эмоциональный комфорт. Остановимся подробнее на применении методики МСПА как основной в нашем исследовании.
Во время заполнения бланков ответов учащимися желательно соблюдение тишины, т.к. чье-то язвительное замечание, смех или комментарий могут повлиять на внутренний диалог с собой. Психолог обращает внимание ребят на то, чтобы внимательно читалось высказывание в опроснике, и при выбранном ответе соответственно зачеркивается «+», «-«, или «0», если не может ответить.
Бланк для исследования МСПА Лист для ответов Ф.И.
1 + 0 --- 21 + 0 --- 41 + 0 --- 61+ 0 --- 81 + 0 ---
2 + 0 --- 22 + 0 --- 42 + 0 --- 62 + 0 -- 82 + 0 ---
3 + 0 --- 23 + 0 --- 43 + 0 --- 63 + 0 --- 83 + 0 ---
4 + 0 --- 24 + 0 --- 44 + 0 --- 64 + 0 -- 84 + 0 ---
5 + 0 --- 25 + 0 --- 45 + 0 --- 65 + 0 --- 85 + 0 ---
6 + 0 --- 26 + 0 -- 46 + 0 --- 66 + 0 --- 86 + 0 ---
7 + 0 --- 27 + 0 --- 47 + 0 --- 67 + 0 --- 87 + 0 ---
8 + 0 --- 28 + 0 --- 48 + 0 --- 68 + 0 --- 88 + 0 ---
9 + 0 --- 29 + 0 --- 49 + 0 --- 69 + 0 --- 89 + 0 ---
10 + 0 --- 30 + 0 --- 50 + 0 --- 70 + 0 --- 90 + 0 ---
11 + 0 --- 31 + 0 --- 51 + 0 --- 71 + 0 --- 91 + 0 ---
12 + 0 --- 32 + 0 --- 52 + 0 --- 72 + 0 --- 92 + 0 ---
13 + 0 --- 33 + 0 --- 53 + 0 --- 73 + 0 --- 93 + 0 ---
14 + 0 --- 34 + 0 --- 54 + 0 --- 74 + 0 --- 94 + 0 ---
15 + 0 --- 35 + 0 --- 55 + 0 --- 75 + 0 --- 95 + 0 ---
16 + 0 --- 36 + 0 -- 56 + 0 --- 76 + 0 --- 96 + 0 ---
17 + 0 --- 37 + 0 --- 57 + 0 --- 77 + 0 --- 97 + 0 ---
18 + 0 --- 38 + 0 --- 58 + 0 --- 78 + 0 --- 98 + 0 ---
19 + 0 --- 39 + 0 --- 59 + 0 --- 79 + 0 --- 99 + 0 ---
20 + 0 --- 40 + 0 --- 60 + 0 --- 80 + 0 --- 100 + 0 --- 101 + 0 ---
Первичную обработку бланков производить легче, используя ключи – шаблоны, накладывая их на бланки ответов и подсчитывая число совпадений.
Для удобства интерпретации полученных данных и соотнесения результатов исследования между собой необходима вторичная обработка (перевод в Т-баллы)
Вторичная обработка заключается в переводе сырых баллов в стандартные, которую мы проводили в ручную.
Для перевода первичных данных в стандартные баллы мы использовали таблицу перевода сырых баллов.
Отношения матери с детьми в неполных семьях
В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две кр ...
Анализ теоретических аспектов проблемыю Понятие девиантного поведения
Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклоне ...
Психологический анализ кризисов возрастного развития
кризисом детства» - быстрой динамикой развития педагогической системы, удлинением детства, «размыванием» ранее устойчивых возрастных ориентиров (Д.Б. Эльконин). Меняются требования общества к отдельным возрастным периодам и, как следствие, переопределяются задачи развития возрастов. С изменением психологического содержания стабильных пе ...