Методика и организация исследования
Страница 1

Исследование проводилось в первом полугодии 2004 г. на базе МОУ

СОШ №1 Г.Оханска. Школа первый год работает новым составом. Объединены в рамках оптимизации образования две городские школы: СОШ №1 – 670 учащихся и СОШ №2 - 450 учащихся. Произошло слияние двух коллективов, несколько отличающихся по стилю педагогической практики, отношений «учитель – ученик», материального благосостояния родителей учащихся.

В исследовании принимали участие учащиеся 8-х классов.

Возраст детей – 13 – 14 лет.

Для проведения исследования были использованы следующие диагностики:

1.МСПА – модифицированная методика исследования социально-психологической адаптированности (СПА). Данный вариант методики МСПА стандартизирован на большой выборке школьников центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам Индустриального района под руководством Л.И.Рябовой, 2000. Особенности МСПА по сравнению со шкалой СПА К.Роджерса и П.Даймонд в адаптации Т.В.Снегиревой: использование трихометрической шкалы, облегчающей обработку; использование интегрированных показателей по всем шкалам, что делает методику более компактной; использование опросников и бланков ответов, а не многостраничных тестовых тетрадей. Тест позволяет получить измеряемые в единой шкале Т-баллов «20 – 80» 9 показателей СПА:

- коэффициент адаптации – дезадаптации

- показатели принятия себя

- конфликт с другими

- ориентация на внутренний контроль

- эмоционального комфорта

- доминирования

- ведомости

- стремления уходить от проблем

- ожидание внешнего контроля

для анализа были взяты шесть из них: адаптация- дезадаптация, принятие себя, принятие других, внутренний контроль, уход от проблем и эмоциональный комфорт. Остановимся подробнее на применении методики МСПА как основной в нашем исследовании.

Во время заполнения бланков ответов учащимися желательно соблюдение тишины, т.к. чье-то язвительное замечание, смех или комментарий могут повлиять на внутренний диалог с собой. Психолог обращает внимание ребят на то, чтобы внимательно читалось высказывание в опроснике, и при выбранном ответе соответственно зачеркивается «+», «-«, или «0», если не может ответить.

Бланк для исследования МСПА Лист для ответов Ф.И.

1 + 0 --- 21 + 0 --- 41 + 0 --- 61+ 0 --- 81 + 0 ---

2 + 0 --- 22 + 0 --- 42 + 0 --- 62 + 0 -- 82 + 0 ---

3 + 0 --- 23 + 0 --- 43 + 0 --- 63 + 0 --- 83 + 0 ---

4 + 0 --- 24 + 0 --- 44 + 0 --- 64 + 0 -- 84 + 0 ---

5 + 0 --- 25 + 0 --- 45 + 0 --- 65 + 0 --- 85 + 0 ---

6 + 0 --- 26 + 0 -- 46 + 0 --- 66 + 0 --- 86 + 0 ---

7 + 0 --- 27 + 0 --- 47 + 0 --- 67 + 0 --- 87 + 0 ---

8 + 0 --- 28 + 0 --- 48 + 0 --- 68 + 0 --- 88 + 0 ---

9 + 0 --- 29 + 0 --- 49 + 0 --- 69 + 0 --- 89 + 0 ---

10 + 0 --- 30 + 0 --- 50 + 0 --- 70 + 0 --- 90 + 0 ---

11 + 0 --- 31 + 0 --- 51 + 0 --- 71 + 0 --- 91 + 0 ---

12 + 0 --- 32 + 0 --- 52 + 0 --- 72 + 0 --- 92 + 0 ---

13 + 0 --- 33 + 0 --- 53 + 0 --- 73 + 0 --- 93 + 0 ---

14 + 0 --- 34 + 0 --- 54 + 0 --- 74 + 0 --- 94 + 0 ---

15 + 0 --- 35 + 0 --- 55 + 0 --- 75 + 0 --- 95 + 0 ---

16 + 0 --- 36 + 0 -- 56 + 0 --- 76 + 0 --- 96 + 0 ---

17 + 0 --- 37 + 0 --- 57 + 0 --- 77 + 0 --- 97 + 0 ---

18 + 0 --- 38 + 0 --- 58 + 0 --- 78 + 0 --- 98 + 0 ---

19 + 0 --- 39 + 0 --- 59 + 0 --- 79 + 0 --- 99 + 0 ---

20 + 0 --- 40 + 0 --- 60 + 0 --- 80 + 0 --- 100 + 0 --- 101 + 0 ---

Первичную обработку бланков производить легче, используя ключи – шаблоны, накладывая их на бланки ответов и подсчитывая число совпадений.

Для удобства интерпретации полученных данных и соотнесения результатов исследования между собой необходима вторичная обработка (перевод в Т-баллы)

Вторичная обработка заключается в переводе сырых баллов в стандартные, которую мы проводили в ручную.

Для перевода первичных данных в стандартные баллы мы использовали таблицу перевода сырых баллов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Современное состояние проблемы педагогической толерантности. Понятие педагогической деятельности и проблема оценки ее эффективности
Определяя педагогическую толерантность, необходимо проанализировать особенность деятельности учителя. Подчеркивая характер деятельности как самодеятельности, творчества, С.Л. Рубинштейн указывал на общественно необходимый, социально детерминированный ее характер [139, т. 2, с. 98]. С точки зрения Н.В. Кузьминой, « .Каждую деятельность м ...

История античной психологии
Мир культуры создал три “органа” постижения человека и его души: религию, искусство и науку. Религия строится на мифе, искусство—на художественном образе, наука—на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте. Люди античной эпохи, обогащенные многовековым опытом человекознания, из которого черпались как мифические представлени ...

Психологическое здоровье детей.
Что же такое норма психологического здоровья, на которую следует ориентироваться, работа с детьми? Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик. И если заботой ...