Истоки человеческой агрессивности
Страница 1

Агрессивность, проявляемая при непосредственном физическом контакте с другим, присуща не только людям. Многочисленные исследования животных, стоящих на различной ступени эволюционного развития как в естественных, так и в лабораторных условиях были посвящены изучению агрессии. Результаты этих исследований имеют важное значение и для изучения агрессивности в спорте. Новорожденные человека и некоторых высокоорганизованных животных в первое время после своего появления на свет не выказывают какой-либо враждебности по отношению к окружающей среде. Вначале дети хорошо относятся к своим родителям, другим членам семьи, а также к своим сверстникам [4,5-18].

К концу первого года жизни они, однако, начинают проявлять агрессивные тенденции, особенно когда возникают препятствия к удовлетворению их потребностей. По мере возмужания многие становятся открыто агрессивными по отношению к другим детям и даже взрослым. К этому времени у ребенка начинают формироваться агрессивные тенденции, которые наблюдаются на более поздних ступенях развития. Это формирование происходит несколькими путями: Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо показывают пример (модель) соответствующим поведением по отношению к другим и к окружающей среде. В целом же дети, наблюдающие агрессивность у взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.

1) Родители наказывают детей за проявление агрессивности. В ряде исследований было установлено, что:

родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение;

родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитают в них чрезмерную агрес сивность;

родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы [5,7].

Потенциальный интерес для тренера представляет зависимость между реакцией родителей на раннее проявление агрессивности со стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими в более зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к своему сверстнику или товарищу по игре, особенно если последний действительно заслужил это.

Если принять сформулированную выше гипотезу, то в более зрелом возрасте молодой человек будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику, или равному по положению человеку, или противнику, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу (руководителю или начальнику). Более того, в результате воспитания в семье юноша будет испытывать чувство вины, проявляя агрессивность против более старшего (тренера) либо против своих товарищей по команде и соперников его же возраста [6,294].

CОПОСТАВЛЕНИЕ САНКЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

ДЕТЕЙ ПО ПОВОДУ АГРЕССИВНОСТИ В БОЛЕЕ ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

Поведение родителей

Реакции ребенка в более зрелом возрасте

Агрессивность по отношению к родителям или другим взрослым разрешается

Не испытывает какой-либо вины (или испытывает в незначительной степени) за агрессивное поведение по отношению к старшим

Агрессивность по отношению к старшим не разрешается

Испытывает чувство вины при проявлении

агрессивности по отношению к старшим

Агрессивность по отношению к "заслуживающим этого" сверстникам разрешается

Не испытывает чувства вины (или испытывает в незначительной степени) при проявлении

агрессивности но отношению к сверстникам

Агрессивность по отношению к сверстникам не разрешается

Испытывает чувство вины при проявлении

агрессивности по отношению к сверстникам,

товарищам по команде, соперникам

Страницы: 1 2


Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте
Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность отношений в юности, т.е. сов ...

Хиромантия.
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия- система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Евр ...

Роль коммуникативных качеств в управлении конфликтами
Одна из главных причин кризиса, переживаемого нашим обществом, состоит в отсутствии взаимопонимания между людьми - участниками различных сфер жизнедеятельности разного уровня и разного характера. Поэтому вопрос согласования взаимодействия - один из самых актуальных. Почти каждая общественная гуманитарная дисциплина имеет разделы, посвя ...