Тревожность и результативность деятельности
Страница 3

Возрастной диапазон между повышением уровней тревожности (возможно, в связи с такими проблемами, как выбор будущего супруга или профессии) очень близко соответствует периоду, во время которого как мужчины, так и женщины достигают пика своего физического потенциала в спорте. Если социальный статус и, косвенным образом, привлекательность для противоположного пола связаны с успехом в спорте (а в некоторых ситуациях успех или неудача в спорте имеют очень важное значение для будущей оценки человеком себя как профессионального спортсмена и как личности), то неудивительно, что соревновательный стресс от юношеского возраста примерно до 30 лет для многих является непосильным грузом.

Тревожность - временной параметр. В исследованиях тревожности было установлено, что уровень беспокойства можно предсказать и он изменяется во времени: до, во время и после наступления стрессовой ситуации. Например, уровень предрабочей тревожности обычно высокий. Ожидание наступления стрессового события, очевидно, оказывает существенное влияние на динамику личности. С другой стороны, после реального контакта с ситуацией уровень тревожности имеет тенденцию к снижению. Как уже указывалось ранее, характер изменения состояния тревожности в ходе соревнования (повышение или понижение) зависит от особенностей предстоящей деятельности. Виды спорта, где требуется проявление выносливости и силы, в большой мере снижает тревожность, чем стрельба пулевая, из лука или легкая атлетика, которые обычно повышают напряженность в процессе соревнования. После выступления в соревновании часто отмечается повышение тревожности, аналогичное тому, которое наблюдается перед стартом. Спортсмены и тренеры обычно вечером или даже через несколько дней после выступления мысленно вновь и вновь переживают отдельные эпизоды соревновательной борьбы. Спортивные психологи в Восточной Европе хорошо помнят об этом и, встретившись со спортсменами после неуспешного или успешного выступления, выясняют, нуждаются ли они в какой-либо помощи. На рисунке показан временной параметр тревожности.

Тревожность, стресс и результативность деятельности. Степень воспринимаемого стресса является важным параметром, который следует учитывать в деятельности тревожного субъекта*. В самом деле, во многих исследованиях не было обнаружено выраженных различий до введения стресса в уровне тревожности между испытуемым, классифицированными как высоко - и низкотревожные.

* Термин "воспринимаемый стресс" использован в связи с тем, что оценка степени стрессорности ситуации во многом зависит от восприятия индивида, его подготовленности, опыта выступления в подобных ситуациях в прошлом, а также от его восприятия возможных социальных последствий (наказание или поощрение) неудачного выступления.

Были установлены самые различные зависимости между мышечным напряжением, стрессом и тревожностью. Обычно считают, что индивиды, находящиеся на крайних полюсах шкалы тревожности (т.е. с высоким или низким уровнем личностной тревожности), не покажут хороших результатов в деятельности. Однако довольно распространенное мнение о том, что тревожность вызывает повышенное мышечное напряжение, не всегда подтверждается экспериментально.

Соотношение между степенью тревожности и деятельностью.

Высокотревожный человек может плохо справиться с новым заданием в самом его начале, тогда как менее тревожный лучше адаптируется. Однако после того, как задача освоена, в деятельности высоко - и низкотревожных индивидов проявляются незначительные различия. Следовательно, тренер может лучше определить уровни тревожности у членов своей команды в течение первых тренировочных дней или когда он им предлагает новое тактическое задание или упражнение. Тревожность проявляется и в других ситуациях, когда соревновательный стресс выражен ярче всего, - во время наиболее ответственных матчей с равными соперниками или когда соперник переигрывает команду.

Адаптация к стрессу. У высокотревожных людей больше вероятность нарушения деятельности в условиях стресса, у низкотревожных меньше. Эту зависимость схематически можно представить следующим образом.

Хроническое воздействие значительного стресса, например в условиях войны, может привести к срыву даже очень устойчивых субъектов. С другой стороны, систематическое преодоление умеренного или постепенно возрастающего стресса часто способствует созданию прочности у индивида (психологической и, возможно, физиологической), которая позволяет ему лучше справляться со стрессом. Таким образом, существует тенденция адаптироваться к стрессу, возможность научиться управлять им, если его интенсивность не слишком велика. Тренер и все, кто работает со спортсменами, должны создавать такие ситуации, чтобы спортсмен постепенно адаптировался к стрессовым условиям, с которыми ему придется встретиться. Нужно проверить, какой величины стресс спортсмен может преодолеть в данный момент, и попытаться с учетом этого не слишком превышать его устойчивость по отношению к стрессу*.

Страницы: 1 2 3 4


Исследование восприятия положения предмета в пространстве
Для этой цели может быть использовано довольно много приемов. Например, испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением какой-либо .геометрической фигуры или рисунок. Затем на таком же листе бумаги испытуемый должен с возможно большей точностью указать, где и как был расположен предъявлявшийся рисунок или фигура. Если предъявленных ...

Проблема индивидуального стиля деятельности педагога в научно-психологической литературе. Общие вопросы исследования индивидуального стиля деятельности в зарубежной и отечественной психологии
Проблема индивидуального стиля - это проблема наивысшего уровня достижений в деятельности каждого данного человека, проблема мастерства и его формирования, проблема оптимального "стыкования", уравновешивания субъекта с объективными требованиями. В психологии понятие "стиль" первым использовал А.Адлер [17]. Стилем он ...

Власть. Основные формы власти.
Власть – право и возможность распоряжаться кем-либо, над чем-либо или подчинять своей воле. Выделяют 5 источников влияния руководителей на подчинённых: 1. принуждение – подчинённый верит, что руководитель может наказывать, таким образом, который даже мешает удовлетворению его какой-либо потребности. 2. вознаграждение – это обратная с ...