Дискуссия о предмете социальная психологияСтраница 1
В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но помогают более глубоко понять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета.
Россия находилась в условиях идейной борьбы и изменения общественного и политического строя. Вольно или невольно захватив и наложив отпечаток на область социально-психологического знания, происходящие изменения способствуют разработке проблематики данной отрасли науки. Что касается социально-психологических идей, то особенно острая идейная борьба разворачивается именно в эти годы между материалистической и идеалистической психологией. В то время когда социальная психология как наука переживает период острой ломки своих философских и методологических оснований, Г.И. Челпанов[5], встав на сторону идеалистической психологии, предлагает разделить ее на две части: социальную и собственно психологию. Идея его состояла в том, что социальная психология должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой (независимой от мировоззрения). Это стало своего рода точкой отсчета и признания права социальной психологии на существование. Ценой этого признания явилось отлучение социальной психологии от марксистских философских основ другой части психологии.
Однако, как это всегда бывает в ученой среде, позиция одного ученого оказывается неприемлемой для остальной ее части. Позиция Г. И. Челпанова в данном случае оказалась неприемлемой для тех психологов, которые принимали идею перестройки философских оснований всей психологии, включение ее в систему марксистских знаний. В связи с этим возникает закономерный вопрос: если вся психология становится социальной, зачем выделять еще одну — специальную — социальную психологию?
Так, по мнению В.А. Артемова, единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Вразрез с предложенной Г.И. Челпановым идеей был предложен другой подход: с точки зрения получившей в те годы популярность реактологии. Предлагалось сохранение единства психологии. Однако имелось в виду распространение на поведение человека в коллективе именно метода реактологии.
По П.П. Блонскому[6], психология рассматривалась как биологическая наука, которую необходимо было бы включить в круг социальных проблем. Предлагалось рассматривать «социальность» как особую деятельность людей, связанную с другими людьми.
В.М. Бехтерев[7] возражал Г.И. Челпанову, и свое детище, науку рефлексологию, он предлагал использовать для решения социально-психологических проблем, назвав эту отрасль коллективной рефлексологией. Проблемы коллективов он предлагал толковать как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Такой социально-психологический подход должен был обеспечиваться соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их соотношение с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). Впоследствии эта общая методологическая платформа оказалась весьма уязвимой. Например, взять тот же механизм, где соединялось биологическое и социальное в человеке. Хотя личность и объявлялась продуктом общества, но при конкретном рассмотрении выяснялось, что в основу ее положены биологические особенности и прежде всего социальные инстинкты. Рефлексологическая концепция Бехтерева не могла стать основой марксистской традиции в социальной психологии.
Были и такие предложения, как построить марксистскую социальную психологию путем прямого соотношения с историческим материализмом ряда психологических и физиологических теорий (И.А. Рейснер). Но сама психология строится на учении об условных рефлексах. В социально-психологической сфере допускалось прямое отождествление условных рефлексов, например, с надстройкой, а безусловных — с системой производственных отношений. В конечном итоге социальная психология объявлялась наукой о социальных раздражителях разных видов и типов.
«Почему традиционен аутотренинг?»
С феноменологической точки зрения, реакция осознаёт конвергентный интеллект, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Сновидение понимает оппортунический страх, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучени ...
Методы разрешения конфликтов и их последствия
В конфликтной ситуации противники могут агрессивно атаковать друг друга, уклоняться от столкновения, отступать, сдавая позиции одну за другой, прятаться, а то и полностью «менять окраску». Зачастую для ведения боевых действий образуются мощные союзы. Но никто не доказал, что нет неразрешимых конфликтов, которые нельзя разрешить без прим ...
Этапы
проведения контент-анализа
На первом этапе проведения контент-анализа анкет была определена совокупность изучаемых источников. В качестве сообщений выступили анкеты с ответами студентов, полученные в ходе опроса 25 января 2007 года. Была сформирована выборочная совокупность сообщений, которая составила 87 анкет.
На втором этапе были выявлены единицы анализа. Мож ...