Дискуссия о предмете социальная психология
Страница 2

Психологические материалы » Предмет и задачи социальной психологии » Дискуссия о предмете социальная психология

Несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача не была выполнена. Ключевые методологические проблемы социальной психологии не были решены. Не было и четкости относительно предмета социальной психологии. Те, кто принимал первую трактовку (и только ее), утверждали, что результатом перестройки всей психологии на марксистской, материалистической основе должно быть превращение всей психологии в социальную. Исследователи поведения личности в коллективе и самих коллективов не смогли еще овладеть всем богатством марксистских идей настолько, чтобы предложить адекватное решение проблем. И только первая из обозначенных трактовок предмета социальной психологии получила права гражданства как учение о социальной детерминации психики.

Дальнейшие попытки построения социальной психологии как особой дисциплины прекратились на довольно длительный срок. И все же в плане содержания задачи она успешно решалась как часть общей задачи материалистической переориентации психологии. Однако само понятие «социальная психология» в тот период интерпретировалось как синоним реакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного мировоззрения. Затем наступил длительный перерыв в развитии социальной психологии. Но даже в это время велись отдельные социально-психологические исследования в сфере педагогической науки.

Так, работы Н.К. Крупской и А.С. Макаренко здесь имели значение в изучении вопросов коллектива, где становление марксистской традиции в социально-психологическом знании осуществлялось с меньшими трудностями[8]. В развитии социально-психологической мысли в рамках психологической науки важную роль сыграли исследования Л.С. Выготского[9], имеющие непосредственное отношение к развитию социальной психологии. В первую очередь имеется в виду учение Л.С. Выготского о высших психических функциях, которое в значительной степени реализовало задачу выявления социальной детерминации психики (на языке дискуссии «делало психологию социальной»). Л.С. Выготский доказал, что такие высшие психические функции, как произвольное запоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое действие, нельзя принимать за непосредственные функции мозга. Для понимания сущности этих функций он предлагал выйти за пределы организма и искать их корни в общественных условиях жизни. Усвоение общественного опыта не только изменяет содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов, которые принимают вид высших психических функций. В результате этого конкретные формы общественно-исторической деятельности становятся решающими для научного понимания формирования психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые свойства, включаясь в систему общественно-исторических отношений. Достаточно вспомнить две известных гипотезы Л.С. Выготского:

1) об опосредованном характере психических функций человека;

2) о происхождении внутренних психических процессов из деятельности первоначально «интерпсихической[10]».

Сформулированные им гипотезы позволили сделать вывод, что главный механизм развития психики — механизм усвоения социально-исторических форм деятельности. Все вышесказанное добавляло общей психологии вес и давало солидную материалистическую основу для решения собственно социально-психологических вопросов. В работах Л.С. Выготского в более непосредственной форме решались многие вопросы, выражалось свое понимание предмета социальной психологии, исходившее из критики того понимания, которое было свойственно В. Вундту, развившему концепцию «психологии народов». Все, что рассматривал В. Вундт в качестве своего предмета — язык, мифы, обычаи, искусство, религию, — Л.С. Выготский называл сгустками идеологии, кристаллами. Свое несогласие он выражает в определении предмета социальной психологии, состоящего не только в изучении психики собирательной личности. По его словам, психика отдельного лица также социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В этом смысле социальная психология отличается от коллективной психологии тем, что предмет социальной психологии — психика отдельного человека, а коллективной — личная психология в условиях коллективного проявления.

Страницы: 1 2 3


Психологическая помощь детям с церебральным параличом. Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно–логопедической направленности, но и психолого педагогической направленности. Основные принципы диагностики: комплексное изучение ребенка с участием разных ...

Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые ...

Любить ребенка
Когда человек радуется радостью другого, страдает страданием другого, когда он стремится доставить радость другому или уменьшить его страдание - вот это чувство мы и называем любовью. Для матери радость и благополучие ребенка - источник величайшей радости. И наоборот, радость матери - источник положительных эмоций для малыша. Мать, и то ...