Психологическая структура личности юриста
Страница 1

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально - психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам человеческого фактора.

Проведенный профессиографический анализ правоохра­нительной деятельности позволил сформулировать основные факторы профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.

Рассмотрим эти факторы.

I фактор – высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов.

К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести:

• высокий уровень правосознания;

• принципиальность (непримиримость) в борьбе с наруше­ниями правопорядка;

• честность, гражданское мужество, совестливость;

•обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

•обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.

II фактор – нервно психологическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Рассматриваемый фактор предполагает:

• устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;

• развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.

III фактор - высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста,

которые обусловлены следующими качествами личности:

• развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

• гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность;

• аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;

• активность, подвижность психических познавательных процессов ( восприятия, емкой памяти, продуктивного мышле­ния, внимания);

• развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память - качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда, и они оцениваются как прогностические неблагоприятные.

IV фактор - коммуникативная компетентность юриста.Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

• способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

• проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

Страницы: 1 2


Школы полного дня
Обратимся к нашим дням. Главный фактор отклоняющегося поведения подростков - это безнадзорность. И один из способов решения этой проблемы - это школа полного дня. Школа полного дня - это новый тип учебного заведения с единой учебно-воспитательной системой. Не секрет, что в средних общеобразовательных школах учителя забывают главную зада ...

«Экспериментальный онтогенез речи: основные моменты»
Этот концепт элиминирует концепт «нормального», однако сознание устойчиво начинает индивидуальный эскапизм, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Все это побудило нас обратить внимание на то, что лидерство дает бихевиоризм, в частности, "тюремные психозы", индуцируемые при различных психопатологическ ...

Психологический анализ кризисов возрастного развития
кризисом детства» - быстрой динамикой развития педагогической системы, удлинением детства, «размыванием» ранее устойчивых возрастных ориентиров (Д.Б. Эльконин). Меняются требования общества к отдельным возрастным периодам и, как следствие, переопределяются задачи развития возрастов. С изменением психологического содержания стабильных пе ...