Психологические методы исследования личности. Методы судебно-психологической экспертизы
Страница 2

Психологические материалы » Психологические методы исследования личности » Психологические методы исследования личности. Методы судебно-психологической экспертизы

Специфической особенностью судебно-психологической экспертизы, отчасти сближающей ее в (методологическом отношении с судебно-психиатрической экспертизой, является то,., что «и один из используемых в исследовании методов не ведет прямо к ответу на поставленный перед экспертом вопрос. Подобно тому как эксперт-психиатр, обследовав больного и оценив тяжесть заболевания, логическим путем, оперируя имеющимися данными, может сделать вывод о способности подэкспертного сознавать значение своих действий и руководить ими, эксперт-психолог, проанализировав и обобщив полученные при исследовании результаты, имеет возможность, высказывать суждения по конкретным вопросам. Исключением могут быть, пожалуй, только некоторые экспертные исследования, направленные на установление принципиальной возможности свидетелей и потерпевших воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Таким образом, специфика судебно-психологической экспертизы заставляет с особой серьезностью и требовательностью относиться к подбору методов для каждого экспертного исследования. В психологии сложилось условное деление методов на «личностные», применяемые для исследования устойчивых и ситуативно обусловленных мотивов поведения, черт характера, эмоционально-волевых свойств испытуемых, и «интеллектуальные», выявляющие индивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Однако большинство психологических методов таково, что при умелом использовании они, кроме основной информации, могут дать ценный дополнительный материал; результаты экспериментального исследования познавательной деятельности всегда содержат некоторые сведения и о характере испытуемого, его эмоционально-волевых и других личностных особенностях, равно как исследование «личностными» методиками способно обогатить представление об интеллектуальной деятельности человека. Кажущаяся простота некоторых психологических методов не должна вводить в заблуждение относительно легкости интерпретации полученных результатов. По-настоящему правильно они могут быть поняты и истолкованы только при соотнесении с известными профессиональному психологу теоретическими и экспериментальными общепсихологическими положениями. Применение любого психологического метода имеет смысл, если эксперт владеет им профессионально. В настоящей главе мы ограничиваемся задачей указать только на некоторые методы психологического исследования, которые могут быть использованы при проведении судебно-психологической экспертизы.

Первым этапом экспертного психологического исследования всегда должно быть изучение материалов уголовного дела. Знакомство с фабулой и обстоятельствами дела как бы вводит эксперта в атмосферу событий, которые ему предстоит исследовать, формирует представление о людях, выступающих в качестве подэкспертных. Практически нет и не может быть уголовного дела, в материалах которого полностью отсутствовала бы информация, представляющая интерес для психолога. Многие материалы дела могут и должны быть подвергнуты психологическому анализу. «Применение специальных знаний для решения возникших по делу вопросов (в конечном счете в этом заключается сущность всякой экспертизы), пишет 3.М. Соколовский,— представляет собой не что иное, как истолкование под углом зрения специальных знаний определенных фактов». Психологическое изучение материалов дела необходимо для уяснения задач экспертного исследования, его границ и в некоторых случаях для уточнения вопросов следователя или суда. Все это имеет большое значение для составления плана и выбора методов дальнейшего исследования.

Страницы: 1 2 3


Как задействовать силу осознанности
Чтобы достичь состояния глубокой осознанности, достаточно сконцентрироваться на глубине одного чувства. Можно сконцентрироваться на максимальном осознании своего тела. Можно сконцентрироваться на максимальном осознании звуков, в пределе – услышать голос тишины, даже при наличии других звуков. Можно сконцентрироваться на настоящем момент ...

Метод обнаружения зрительного эйдетизма
Иногда показания детей поражают своей точностью и обилием воспроизводимых деталей. В таких случаях могут возникнуть сомнения в достоверности показаний ребенка или подростка. Однако исключительная точность и полнота воспроизведения может объясняться наличием у ребенка зрительного эйдетизма, т. е. способности в течение длительного времени ...

Особенности речевой сферы
Аутизм проявляется в различных сферах. Рассмотрим речевую сферу аутичного ребенка. Для раннего развития при аутизме характерны следующие особенности прелингвистического развития: плач тяжело интерпретировать, гуление ограничено или необычно (скорее напоминает визг или крик), отсутствует имитация звуков. Речевые расстройства наиболее о ...